Каждому предпринимателю нужно свое «имя», которое выделяло бы его среди конкурентов. На юридическом языке такие «имена» называют средствами индивидуализации, и одним из них является товарный знак. Товарный знак – это тот же бренд, который прошел государственную регистрацию в «Роспатент» и получил правовую охрану. А сколько всего брендов в России на сегодняшний день? Статистика показывает, что их очень много.
Общее количество
На начало 2023 года в государственном реестре товарных знаков насчитывается более 920 тысяч регистраций. У всех товарных знаков есть определенный «срок жизни»: свидетельство действует в течение 10 лет, после чего правовая охрана прекращается, если владелец бренда не подаст заявку на продление. Поэтому действующих регистраций в реестре «Роспатент» меньше – около 800 тысяч.
Несмотря на все экономические и политические проблемы в стране, наблюдается устойчивый ежегодный прирост количества заявок – по 14-20%. В 2021 году было подано 107 тысяч заявок, из них зарегистрировано – 74,5 тысячи. За первые 8 месяцев 2022 года было уже зарегистрировано 70,6 тысяч новых товарных знаков. С учетом такого прироста «Роспатент» скоро перешагнет внушительную цифру в 1 млн. товарных знаков.
Как и ожидалось, из-за санкций снизилось количество иностранных компаний, желающих защитить свой бренд на территории России. Спад составил 16%, в то же время увеличилось количество заявок от российских предпринимателей – на 14%. И все же иностранные заявители проявляют большую активность – в 2022 г. они подали более 15 тысячи заявок в российское патентное ведомство.
В каких сферах бизнеса чаще всего регистрируют товарные знаки
Наибольшее количество брендов зарегистрировано по следующим видам деятельности (действующие и не действующие свидетельства):
- розничная и оптовая торговля, реклама, управление бизнесом – 156 тысяч товарных знаков;
- инженерные и информационные услуги, контроль качества, разработка программного обеспечения и компьютеров – 67,9 тысяч;
- воспитательно-образовательные и культурные услуги, развлечения, услуги по спортивным и фитнес-тренировкам, издание книг, службы новостей – 62 тысячи;
- продукты питания – 57,9 тысяч знаков.
В 2022 году на 6% выросло количество брендов, зарегистрированных в области программного обеспечения, электроники и смартфонов, что можно связать с политикой импортозамещения и налоговым стимулированием IT-компаний.
Если говорить о наиболее активных регионах, то картина типичная, как и в предыдущие годы: наибольшее количество товарных знаков регистрируют предприниматели из Москвы и Московской области (более 40%). На втором месте стоят Северо-западный и Приволжский округ.
Первые товарные знаки в России: краткий экскурс в историю
Один из старейших товарных знаков, который имеется в реестрах «Роспатента», – это бренд мыла «VIM», принадлежащий британской производственной компании «Lever Brothers». Согласно реестровым сведениям, заявка была подана 3 сентября 1926 года, а регистрация произошла 27 октября 1936 года.
Товарный знак «VIM» действует и по сей день. Права на него сначала перешли компании «Unilever» (в результате слияния маргариновой компании «Unie» и британского производителя мыла «Lever Brothers»), а затем к компании «Хенкель», Италия.
Однако товарные знаки в России существовали и раньше. Еще в 1754 г. был принят Правительственный указ об обязательном клеймении русских товаров особыми фабричными знаками. Производители должны были наносить клеймо на все товары, а за подделку предусматривалось уголовное наказание.
Впервые термин «товарный знак» был юридически закреплен в законе «О товарных знаках (фабричных, торговых марках и клеймах)», который был принят 26 февраля 1896 года. Самыми популярными брендами в России тогда были булочная «Филипповская», гастроном «Елисеевский», ювелирные изделия «Фаберже», часовая фабрика «Буре».
Свидетельство на товарный знак тогда выдавалось по желанию заявителя на срок от 1 года до 10 лет и его тоже можно было продлить. Такой порядок действовал до 1917 г. С приходом Советской власти все предприятия были национализированы. Товарные знаки по-прежнему использовались для маркировки, но они носили уже только справочный характер.
Новый этап в законодательстве по товарным знакам начался в 1962 году, когда было принято Постановление «О товарных знаках» для повышения ответственности предприятий за качество выпускаемой продукции.
Право на товарный знак теперь можно было передать по лицензии. Иностранные фирмы и граждане могли зарегистрировать в СССР свой бренд, если в их стране существовала аналогичная возможность для советских предприятий.
В этот период, с 1917 г. по 1991 г., возникли такие популярные бренды, как пиво «Жигулевское», водка «Столичная», шоколад «Алёнка», папиросы «Беломорканал»*, сырок «Дружба». Так как продукцию под этими брендами изготавливали сразу несколько предприятий, то с переходом к рыночной экономике в 90-е гг. XX в. возникло много судебных споров о том, кому именно принадлежат исключительные права. Судебные тяжбы нередко длились долгие годы.
В 1992 г. был принят закон РФ «О товарных знаках», основные положения которого затем перешли в 2006 г. в IV часть Гражданского кодекса, полностью посвященную правовому регулированию в сфере интеллектуальной собственности.
* чрезмерное употребление алкоголя и курение вредит вашему здоровью.
Рассказываем про интеллектуальные права, кратко освещаем важные новости для бизнеса и делимся результатами своей работы. Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Статьи, которые могут быть вам полезны:
Какие риски несет в себе работа без зарегистрированного товарного знака
Как самостоятельно проверить бренд на уникальность по базам «Роспатент»
По каким причинам можно получить отказ в регистрации товарного знака
Как самостоятельно зарегистрировать товарный знак: пошаговое руководство