Найти тему

Сколько брендов в России?

Оглавление

Каждому предпринимателю нужно свое «имя», которое выделяло бы его среди конкурентов. На юридическом языке такие «имена» называют средствами индивидуализации, и одним из них является товарный знак. Товарный знак – это тот же бренд, который прошел государственную регистрацию в «Роспатент» и получил правовую охрану. А сколько всего брендов в России на сегодняшний день? Статистика показывает, что их очень много.

Общее количество

На начало 2023 года в государственном реестре товарных знаков насчитывается более 920 тысяч регистраций. У всех товарных знаков есть определенный «срок жизни»: свидетельство действует в течение 10 лет, после чего правовая охрана прекращается, если владелец бренда не подаст заявку на продление. Поэтому действующих регистраций в реестре «Роспатент» меньше – около 800 тысяч.

Несмотря на все экономические и политические проблемы в стране, наблюдается устойчивый ежегодный прирост количества заявок – по 14-20%. В 2021 году было подано 107 тысяч заявок, из них зарегистрировано – 74,5 тысячи. За первые 8 месяцев 2022 года было уже зарегистрировано 70,6 тысяч новых товарных знаков. С учетом такого прироста «Роспатент» скоро перешагнет внушительную цифру в 1 млн. товарных знаков.

Как и ожидалось, из-за санкций снизилось количество иностранных компаний, желающих защитить свой бренд на территории России. Спад составил 16%, в то же время увеличилось количество заявок от российских предпринимателей – на 14%. И все же иностранные заявители проявляют большую активность – в 2022 г. они подали более 15 тысячи заявок в российское патентное ведомство.

В каких сферах бизнеса чаще всего регистрируют товарные знаки

Наибольшее количество брендов зарегистрировано по следующим видам деятельности (действующие и не действующие свидетельства):

  • розничная и оптовая торговля, реклама, управление бизнесом – 156 тысяч товарных знаков;
  • инженерные и информационные услуги, контроль качества, разработка программного обеспечения и компьютеров – 67,9 тысяч;
  • воспитательно-образовательные и культурные услуги, развлечения, услуги по спортивным и фитнес-тренировкам, издание книг, службы новостей – 62 тысячи;
  • продукты питания – 57,9 тысяч знаков.

В 2022 году на 6% выросло количество брендов, зарегистрированных в области программного обеспечения, электроники и смартфонов, что можно связать с политикой импортозамещения и налоговым стимулированием IT-компаний.

Если говорить о наиболее активных регионах, то картина типичная, как и в предыдущие годы: наибольшее количество товарных знаков регистрируют предприниматели из Москвы и Московской области (более 40%). На втором месте стоят Северо-западный и Приволжский округ.

Первые товарные знаки в России: краткий экскурс в историю

Один из старейших товарных знаков, который имеется в реестрах «Роспатента», – это бренд мыла «VIM», принадлежащий британской производственной компании «Lever Brothers». Согласно реестровым сведениям, заявка была подана 3 сентября 1926 года, а регистрация произошла 27 октября 1936 года.

Товарный знак «VIM» действует и по сей день. Права на него сначала перешли компании «Unilever» (в результате слияния маргариновой компании «Unie» и британского производителя мыла «Lever Brothers»), а затем к компании «Хенкель», Италия.

Реклама бренда «VIM» в начале XX века
Реклама бренда «VIM» в начале XX века
Однако товарные знаки в России существовали и раньше. Еще в 1754 г. был принят Правительственный указ об обязательном клеймении русских товаров особыми фабричными знаками. Производители должны были наносить клеймо на все товары, а за подделку предусматривалось уголовное наказание.

Впервые термин «товарный знак» был юридически закреплен в законе «О товарных знаках (фабричных, торговых марках и клеймах)», который был принят 26 февраля 1896 года. Самыми популярными брендами в России тогда были булочная «Филипповская», гастроном «Елисеевский», ювелирные изделия «Фаберже», часовая фабрика «Буре».

Свидетельство на товарный знак тогда выдавалось по желанию заявителя на срок от 1 года до 10 лет и его тоже можно было продлить. Такой порядок действовал до 1917 г. С приходом Советской власти все предприятия были национализированы. Товарные знаки по-прежнему использовались для маркировки, но они носили уже только справочный характер.

Новый этап в законодательстве по товарным знакам начался в 1962 году, когда было принято Постановление «О товарных знаках» для повышения ответственности предприятий за качество выпускаемой продукции.

Право на товарный знак теперь можно было передать по лицензии. Иностранные фирмы и граждане могли зарегистрировать в СССР свой бренд, если в их стране существовала аналогичная возможность для советских предприятий.

Для поставки популярных советских товаров за рубеж использовались другие этикетки. Они тоже зарегистрированы как товарные знаки.
Для поставки популярных советских товаров за рубеж использовались другие этикетки. Они тоже зарегистрированы как товарные знаки.

В этот период, с 1917 г. по 1991 г., возникли такие популярные бренды, как пиво «Жигулевское», водка «Столичная», шоколад «Алёнка», папиросы «Беломорканал»*, сырок «Дружба». Так как продукцию под этими брендами изготавливали сразу несколько предприятий, то с переходом к рыночной экономике в 90-е гг. XX в. возникло много судебных споров о том, кому именно принадлежат исключительные права. Судебные тяжбы нередко длились долгие годы.

В 1992 г. был принят закон РФ «О товарных знаках», основные положения которого затем перешли в 2006 г. в IV часть Гражданского кодекса, полностью посвященную правовому регулированию в сфере интеллектуальной собственности.

* чрезмерное употребление алкоголя и курение вредит вашему здоровью.

Рассказываем про интеллектуальные права, кратко освещаем важные новости для бизнеса и делимся результатами своей работы. Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Статьи, которые могут быть вам полезны:

Какие риски несет в себе работа без зарегистрированного товарного знака

Как самостоятельно проверить бренд на уникальность по базам «Роспатент»

По каким причинам можно получить отказ в регистрации товарного знака

Как самостоятельно зарегистрировать товарный знак: пошаговое руководство