В нынешнее время, когда я слышу, что хотят расчёты за проданную недвижимость произвести через банковскую ячейку, я предполагаю, что в данном случае идёт занижение цены договора ( не буду сейчас рассказывать, какие это несёт риски для Покупателя), и поэтому выбирают такую форму расчётов, нежели аккредитив.
Но оказывается, не все знают, что такое аккредитив и живут по старинке: " Хочу видеть живые деньги. Потрогать их, пощупать🤓.."
Давайте проговорим какие же бывают способы передачи денежных средств Продавцу за продаваемую недвижимость:
✔️Аккредитив
Один из самых предпочтительных, так как видно движение денег :
Покупатель ➡️Аккредитивный счёт ➡️Счёт Продавца.
В день подписания договора купли продажи недвижимости, покупатель открывает в пользу продавца безотзывный покрытый аккредитив (легче взять ассоциацию- открывает электронную ячейку).
Прописываются условия раскрытия этого счёта (аккредитива), как собственно и прописывались условия доступа в банковскую ячейку.
Стандартные условия - договор купли продажи, с зарегистрированным переходом права в установленном законом порядке и выписка из ЕГРН на имя Покупателя.
Но бывают и дополнительные документы, такие как, выписка из домовой книги о снятии с регистрационного учёта всех зарегистрированных лиц в объекте или что либо ещё (зависит от каждой конкретной ситуации и сделки).
Тут главное все тщательно проверить за банковским сотрудником ( условия раскрытия аккредитивного счёта, номер банковского счёта Продавца, сумма, адрес и кадастровый номер объекта).
Стоимость аккредитива в разных банках по разному: от 2000 (Сбербанк) до 3500 и выше в других банках.
✔️Банковская ячейка.
Когда я начинала работать (24 года назад) - этот способ пожалуй был единственным (хотя, в Московской области часто рассчитывались вообще наличными при подписании договора).
В нынешнее время, очень мало людей, кто хочет иметь дело с наличными.
Безналичные расчёты (аккредитив) в действительности комфортнее и удобнее.
Наличные деньги, как правило, привозят в банк в рюкзаке, и это задача Покупателя удостовериться в их подлинности.
А это стоит денег.
Пересчёт и проверка банковских банкнот имеет тариф от 0.1% до 0.3% от суммы проверки.
На больших суммах- эти расходы очень ощутимы.
В случае с оплатой недвижимости через банковскую ячейку, также прописываются условия доступа к ней сторон и срок.
Как правило, срок- месяц.
Ключ от ячейки хранит у себя закладчик (Покупатель), и после регистрации перехода права (сделки) отдаёт Продавцу, а Продавец в свою очередь, отдаёт Покупателю расписку о получении денежных средств.
Тут наверное самое важное (!), что банк не отвечает за сохранность денежных средств.
И у меня есть история, когда мой друг продавал квартиру, заложили деньги в ячейку, после регистрации он их забрал, дома пересчитал - не хватает 500 тысяч.
Банк на слуху, там много сделок проходит.
Так как он вышел из банка и пересчитывал уже дома, доказать ничего не смог, хотя дело уголовное завели...
В общем, если вы Продавец и расчёты у вас через ячейку, то хотя бы перед тем как вынести из банка, пересчитайте их в депозитарии..
Стоимость ячейки от 3500 до 9000 тысяч.
В сравнении с аккредитивом - существенно дороже, особенно бьёт по карману, когда необходимо несколько ячеек..
✔️Передача денежных средств Продавцу в день подписания договора купли продажи недвижимости.
Да, да, и такое до сих пор встречается..🙈
И неважно, наличными или сразу на счёт Продавца, мне удивительно, что люди не переживают от слова совсем..
Откуда то в голове у людей есть убеждение, раз договор подписан, значит все окей..
Но не думают почему то, что
с Продавцом банально может что то случиться, не дай бог машина сбила или внезапно сердечный приступ вызвал смерть.. тогда регистрация не прошла, а деньги со счёта Продавца уже так просто не получить, только через суд..
Или, банально, мошенник, деньги получил и на следующий день пошёл в мфц и написал отказ от регистрации перехода права собственности..
И ищи его как в соломе иголку..
Я против расчёта наличными даже при небольших суммах, ну если только вы осознаёте риск и готовы если что их подарить🤓..
И кстати, я также против расчёта наличными, если недвижимость продают ваши знакомые/друзья/соседи..
Все вышеперечисленное никто не отменял и с ними..
✔️Есть ещё одни способ передачи денег за недвижимость - это депозит нотариуса.
Это специальный счёт нотариуса в банке, который можно использовать для расчетов со сделками с недвижимостью.
Этот способ можно использовать, если договор купли продажи с нотариальным удостоверением.
Для осуществления расчётов через депозит, покупателю следует передать нотариусу заявление, с просьбой принять деньги в депозитный счёт.
Нотариус принимает заявление и даёт информацию покупателю о реквизитах своего депозитного счёта.
В заявлении о принятии денежных средств на депозитный счёт указывается, на каких условиях нотариус должен перевести деньги Продавцу ( условия, аналогичные при раскрытии аккредитивного счёта или банковской ячейки).
Но тут есть и минусы: нотариальный договор стоит существенных денег, нотариус может лишиться лицензии и тогда деньги зависнут и в целом нотариус также может оказаться мошенником.
Пока этот способ передачи денег за продаваемую Недвижимость не очень популярен.
✔️Конечно же, есть ещё счёт эскроу.
👏И тут нужно помнить, что этот способ передачи денег Продавцу возможен не только при приобретении новостроек, но и вторичного жилья.
❗️Отличие его от аккредитива - необходимость заключения договора с банком.
Продавец, покупатель и банк заключают договор, в котором они определяют свои обязательства.
Продавец документально подтверждает своё право собственности на объект недвижимости.
Покупатель обязуется оплатить покупку в установленный договором срок, а банк гарантирует перевод денег продавцу после выполнения условий договора.
Дальнейшие действия сторон:
- покупатель открывает счет эскроу, и переводит на него необходимую сумму;
- банк "замораживает" деньги на счету;
- продавец приносит в банк выписку из ЕГРН о новом собственнике квартиры;
- банк переводит деньги со счета эскроу на счет продавца.
❗️Ещё одно отличие экскроу от аккредитива, сумма до 10 млн. рублей страхуется в агенстве по страхованию вкладов.
Поделитесь, какие способы использовали уже и какие точно обойдёте стороной?