Пока выходные – пишу про лоукосты, скоро сезон начнётся, почему бы и немного не удариться в экономику, всё же опыт управления коммерцией в авиакомпании у меня есть, право говорить имею)
Победа увеличила чистую прибыль в 3,4 раза за 2022 год - до 15 млрд руб., при этом выручка сократилась на 13% - до 58,7 млрд руб., себестоимость продаж выросла почти на 9% - до 66,2 млрд. Почти в восемь раз выросли прочие доходы компании, составив около 47 млрд руб. Из них 15,1 млрд - это доходы от госсубсидирования. Прочие расходы взлетели почти в 10 раз - до 14,6 млрд. Пассажиропоток Победы в прошлом году составил всего 11,7 млн человек, снижение - минус 19% к прошлому году, пассажирооборот - 22,4 млрд пассажирокилометров (-7%).
Не собираюсь точно ни в чём обвинять Победу, она играла строго по правилам, как и остальные перевозчики, но в прошлом году 100 миллиардов рублей просто раздали, чтобы авиакомпании летали. Проблем с полётами у авиакомпаний не возникло совершенно – запчасти и расходники нашлись, аналоги карт тоже. Новых социально важных направлений не было сделано, деньги практически без условий выдавались. При этом ЮтЭйр умудрился даже минимальные условия не выполнить – просто летать по стране. Получив субсидии, они отменили многие рейсы по стране и ударились в международке, где им поперла карта с их древним флотом из классических Боингов-737, которые они давно уже выкупили. При этом обратно субсидии обратно у них не забрали.
Авиакомпании обласкали максимально, я бы даже сказал, реально незаслуженно. Я был бы не против, если бы деньги раздали, но при условии перенаправления туризма внутрь страны – можно было бы удешевить перелёты на Камчатку, Алтай, Сахалин, где можно было бы организовать вполне интересные пакетные туры. Только этим никто не заморачивался. Аэрофлот ради достижения показателей устраивал аттракцион неслыханной щедрости на уже летающих рейсах, где и так всё забито. Распродажи в прошлом году за 2 тысячи рублей все помнят.
Прибыль рекордная, заработала её государственная авиакомпания, ну полугосударственная, соответственно, частично эти деньги государственные. По-хорошему, 15 миллиардов рублей авиакомпания могла внести авансом по предзаказу тех же МС-21, которыми всё равно потребуется обновлять флот. Но об этом пока в Победе не идёт речи. Новые МС-21 распределят между Аэрофлотом и Победой, денежка там частично государственная, из ФНБ, через лизинговую компанию ACS. А эти 15 миллиардов бы сейчас пригодились ОАК, причём очень сильно. Как выяснилось, ОАК в деньгах нуждается реально. Например, чтобы оплатить двигатели в ОДК, которая тоже нуждается в деньгах, а также другие компоненты, которые нужно устанавливать в самолёт.
Понимаю, что большинство увидит здесь коррупцию. Но ей просто даже не пахнет. Да дело даже не в том, что кто-то купит себе яхту в Монако (уже не купит – отберут там) или дорогую недвижимость в Лондоне (эти отберут даже не недвижимость, а сразу деньги). Просто за деньги нужно отвечать. Схема сейчас относительно простая, на мой взгляд: ФНБ – Минпромторг – ACS – Аэрофлот – Субсидии – Аэрофлот – ACS – ФНБ. То есть, государство внутри себя просто крутанет по кругу деньги из ФНБ, которые к нему же и вернутся. Вопрос в том, что на каждом плече есть контракт, по которому есть обязательства. А сейчас все сопротивляются ответственности, так как не привыкли. Собственно, это и причина, по которой не заключены контракты, а у ОАК периодически возникает кассовый разрыв, который планировался к закрытию средствами контракта.
Да и дело не в Мантурове, который имел бледный вид. Там любой контракт на каждом участке проходит длинную цепочку согласований, на которых условный Иванов, сделает всё и докопается до каждой запятой, чтобы не согласовывать и не брать на себя ответственность. Не может сказать Мантуров – подпишите контракт, есть установленная процедура согласования, которую нельзя избежать. Вот только бывают случаи злоупотребления, которые хотелось бы избегать.
Ну и к вопросу читателя о том, с какими трудностями сталкивается лоукостер в России в отличие от Европы и США. На самом деле, у нас есть огромная уравниловка, которая не позволяет полностью скопировать бизнес-модель лоукоста из США и Европы.
1. Огромные расстояния между городами. Средние европейские 2 часа полёта длятся далеко не все рейсы между крупными городами в РФ. Дальше лететь – больше издержек.
2. Слабые связи между соседними регионами. Основной поток направлен на Москву или Санкт-Петербург. Соседние города могут иметь весьма скоромный трафик, который не набьёт полный самолёт.
3. Уравниловка в аэропортах. Пакетное обслуживание лоукостам (и не только) предоставят только московские аэропорты, либо аэропорты, где с перелётами и трафиком глухо. Основные региональные аэропорты выставят отдельно за каждый автобус, за каждый подгон трапа, иногда дважды, если трап подгоняли один раз. Навяжут кучу услуг. При этом конкурентов у них нет. Аэропортов для лоукостов тоже. В стоимость обслуживания пассажира всегда будет входить и обработка багажа и печать посадочного талона на стойке регистрации. Так что условия для всех одинаковые.
4. Отсутствие возможностей для быстрого оборота самолёта во многих аэропортах в регионах. Они не особо хотят спешить – им нужно наоборот, подольше подержать самолёт и пассажиров.
5. Отсутствие влияния профсоюзов – в наших авиакомпаниях профсоюз играет слабую роль, в то время как у крупнейших авиакомпаний страны высоки издержки благодаря профсоюзам, которых нет у лоукостов. У нас условия одинаковые.
Собственно, авиакомпании поставлены в равные условия, поэтому получить преимущества перед традиционными авиакомпаниями невозможно. Единственное, что может позволить удешевить билеты – ускорение оборота (прощай большая ручная кладь) для увеличения суточного налёта и размазывание среднего чека по дополнительным услугам, которые и так обходятся авиакомпании бесплатно.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
------------------------------------------------------------------------------
1. Размещать больше форму со сбором на пиво не буду. В переводах на развитие канала не нуждаюсь, так как пишу регулярно для аудитории, это моё увлечение, ну не блогер я профессиональный. Однако, форма сбора была полезна, чтобы я видел, что читателю особенно что-то понравилось и писал чаще на данную тематику. Поэтому напишу номер карты, куда можно сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/317197.html
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5
5. Продукцию (корм для собак) можно пока приобрести на Озоне либо Яндекс.Маркете:
https://www.ozon.ru/product/suhoy-polnoratsionnyy-korm-dlya-sobak-hey-buddee-dlya-srednih-porod-2-kg-820722100/
https://www.ozon.ru/product/suhoy-polnoratsionnyy-korm-dlya-sobak-hey-buddee-dlya-krupnyh-porod-2-kg-820727359/