Новая повесть Александра Пелевина «Гори огнём» – история предательства и расплаты за него. Автор пишет в традиционной для себя интонации и продолжает развивать свои темы, однако, по мнению И. Родионова, новая повесть А. Пелевина – важное произведение для новейшей отечественной литературы, несомненное литературное событие.
Повесть «Гори огнём» (издательство «Городец», 2022) – одна из двух русскоязычных новинок издательства «Городец», вышедших в серии «Во весь голос», которая возникла на месте закрывшейся предшественницы – «Книжной полки Вадима Левенталя». Второй новинкой серии стал сборник Кирилла Рябова «Лихо» (две повести и один рассказ). Средняя прозаическая форма, кажется, становится формой литературного Петербурга. Схожесть книг А. Пелевина и К. Рябова ещё и в том, что они обе традиционны каждая для своего автора – и по интонациям, и по темам. Но, как говорится, есть нюансы, и довольно существенные.
Впрочем, обо всём по порядку.
Итак, в Дабендорфскую школу РОА попадают трое с простыми русскими фамилиями – Гуляев, Фролов и Бурматов. Привело их сюда разное, околицы у всех свои. Один – идейный борец с большевизмом, другой попал в плен в бессознательном состоянии. Но шанс изменить и искупить судьбу будет у каждого. Двое сохранят крепость духа и разнополярную идейность (и совесть). Потому судьба их будет внешне трагичной, и умрут они рано. А третьему, предателю Ивану Гуляеву, повезёт меньше – он будет жить долго.
Почему так?
Потому что он шаток и слишком дорожит своим благополучием, своей жизнью. Отсюда один шаг к трусости – главному человеческому пороку во все времена. А дальше – только предательство, которому нет конца. И советский, и немецкий особисты одинаково хорошо чуют гуляевскую готовность держаться за жизнь.
Но шанс будет и у него, и не один. Их дают Гуляеву то Червь, то таинственный майор Цвайгерт («второй», т.е. двойник) – эстет, литтелловский декадент и немного Мефистофель. Но это только кажется, что всё кончится и Гуляев будет гореть очищающим огнём. На самом деле гореть у него не очень-то получается. Ему – только гнить, гнить долго. Ибо он ещё не понял, что есть вещи поважнее собственной шкуры. Да и понять, видимо, не способен. По крайней мере, до финала – и жизни, и повести.
Пелевин не скрывает своих «литературных союзников», отсылками к которым наполнена его повесть. Так могло бы выглядеть безблагодатное житие повзрослевшего гайдаровского Мальчиша-Плохиша. Или вторая жизнь быковского Рыбака из «Сотникова», если бы тот остался жив. Обоим классикам автор передаёт в своей повести недвусмысленные приветы. Гайдаровские интонации, например, слышатся уже в прологе:
«Дворника никто не любил. Особенно дети. Им запрещали общаться со стариком. Дети не знали почему. Говорили, что он плохой человек. Он действительно был плохим человеком».
При этом финал повести оставляет надежду если не на прощение, то на гипотетическую возможность покоя даже для такого героя. Ведь вечность – слишком суровое наказание даже для самого законченного подлеца. Да, последний, девятый круг ада, где томятся предатели, скован льдами Коцита. Но если хотя бы раз по-всамделишному сгореть, лёд может и растаять.
Продолжение читайте на портале.
Автор статьи: Иван Родионов.