Найти тему
История моды с Марьяной С.

Рукава для герцогини

Однажды я посмотрела на Урбинский диптих и задумалась. Заинтересовала одна деталь... Здесь изображены герцог с супругой, которые состояли в весьма счастливом браке, несмотря на большую разницу в возрасте. Увы, герцогиня скончалась довольно рано, и хорошо, что остался этот двойной портрет, ставший знаменитым.

Так вот, о детали. Как вы, наверное, догадались, он касается наряда герцогини.

Портрет Федерико да Монтефельтро и Баттисты Сфорца, герцога и герцогини Урбинских, Пьетро делла Франческа, 1467-72 (с) Из коллекции галереи Уффици
Портрет Федерико да Монтефельтро и Баттисты Сфорца, герцога и герцогини Урбинских, Пьетро делла Франческа, 1467-72 (с) Из коллекции галереи Уффици

Речь о причёске и украшениях для неё? Нет. Хотя укладка, действительно, очень интересная. Но это как раз то время, когда итальянки, даже замужние, щедро демонстрируют свои волосы, и проявляют фантазию. И вот вроде бы даже покрывало есть... Ан, вся белокурая красота на виду.

Деталь портрета Баттисты Сфорца, герцогини Урбинской, Пьетро делла Франческа, 1467-72 (с) Из коллекции галереи Уффици
Деталь портрета Баттисты Сфорца, герцогини Урбинской, Пьетро делла Франческа, 1467-72 (с) Из коллекции галереи Уффици

Колье? И оно замечательное, жемчуг очень красиво контрастирует с золотом и синими и красными камнями, причём если сапфир (?) - кабошон, то рубин (шпинель?) с огранкой. Эффектное колье, в самый раз для такой причёски. Но нет, заинтересовало меня не оно.

Деталь портрета Баттисты Сфорца, герцогини Урбинской, Пьетро делла Франческа, 1467-72 (с) Из коллекции галереи Уффици
Деталь портрета Баттисты Сфорца, герцогини Урбинской, Пьетро делла Франческа, 1467-72 (с) Из коллекции галереи Уффици

А рукав! Основное украшение чёрного платья - тогда съёмные рукава нередко были из ткани, которая отличалась и по цвету, и по фактуре от платья.

Вам кажется, что это просто тонкий красный узор по шёлку? Может быть. Но у меня другая версия. Я вспомнила, где видела похожую ткань. Когда стояла в соборе Уппсалы возле знаменитого золотого платья, которое традиционно считается принадлежавшим королеве Дании, Швеции и Норвегии Маргрете I. Тёмно-красной шёлковой основы почти не видно, она только образует контуры изящных узоров. Всё заткано жёлтыми шёлковыми нитями, переплетёнными с серебряными позолоченными. И техника, и узор указывают на то, что ткань была сделана как раз в Северной Италии. И платье кажется золотым.

Деталь портрета Баттисты Сфорца, герцогини Урбинской, Пьетро делла Франческа, 1467-72 (с) Из коллекции галереи Уффици
Деталь портрета Баттисты Сфорца, герцогини Урбинской, Пьетро делла Франческа, 1467-72 (с) Из коллекции галереи Уффици

Думаю, рукава Баттисты Сфорца сделаны из подобной ткани, немыслимо роскошной и дорогой. Всмотритесь в эти отблески – художник явно изображает поблёскивающее золото. И пусть сегодня нам может показаться, что это просто красивая узорчатая ткань, современники понимали, что это – настоящая роскошь, достойная герцогини.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!