Перекресток улиц Фрунзе и Пионерской украшает небольшой двухэтажный особнячок из далекой и прекрасной эпохи модерна - кремового цвета, с белым декором, неуловимо напоминающий своим обликом свадебный торт.
Горизонтальное членение фасадов выполнено цокольным карнизным поясом, белокаменными межоконными вставками в виде полос, венчающим карнизным поясом на кронштейнах и лепными розетками.
Десятая ось фасада со стороны ул. Фрунзе оформлена выступом-ризалитом с ныне заложенным дверным проемом с небольшими лестничными окошками над ним. В уровне второго этажа в ризалите вывешен балкон с объемными металлическими ограждениями, над двупольной остекленной балконной дверью расположен объемный треугольный сандрик.
Композиционный акцент – угловой эркер, опирающийся на фигурные кронштейны, увенчанный куполом-луковичкой над широким профилированным карнизным поясом. По углам эркера симметрично расположены любимые самарским «модерном» трехчастные окна круглой формы, декорированные пилястрами, профилированными наличниками и замковыми камнями с маскаронами.
В уровне второго этажа над ними находятся прямоугольные трехчастные окна с лучковым завершением по центру, скульптурным сандриком, пилястрами и фигурным подоконным карнизом. Оконные проемы обоих этажей соединены скульптурными кронштейнами, лепным орнаментом, а филенки в центре междуэтажных полей украшает еще один "свадебный элемент" – лепнина в виде сцепленных обручальных колец, так что история дома обещает быть интересной.
Реальная история такова. Первыми известными владельцами угловой усадьбы с нынешним адресом Фрунзе,43/Пионерская,58 были самарские мещане А.Н. Шишкин и В.И. Чистиков. К 1874-му году на участке по улице стояли одноэтажный дом и каменная лавка, во дворе – деревянный флигель на каменном полуэтаже.
В 1895-м году перешла в совместную собственность А.Н. Алексеева и А.В. Благовещенского, еще через три года господин Благовещенский стал единоличным хозяином. Информация о нем полностью отсутствует, разве что фамилия позволяет предположить, что или принадлежал к духовенству, или происходил из священнического сословия. За время владения новых строений на усадьбе налоговые ведомости не отметили, а в 1902-м году участок перешел к самарскому купцу Александру Степановичу Борщеву – племяннику основателя Самарского ботанического сада Василия Борщева. Поскольку Александр Борщев владел усадьбой вплоть до национализации в 1918-м году, совершенно очевидно, что именно он и выстроил нарядный модерновый особняк с необычной символикой , упорно именуемый в реестре ОКН «Домом Благовещенского».
Автор проекта известен – это Алексей Алексеевич Волошинов. Уроженец Ново-Черкасска и выпускник Санкт-Петербургского Института гражданских инженеров, сразу после окончания учебы в 1901-м году был приглашен на должность инженера в Самарскую Земскую управу, с 1908-го года служил и.о губернского архитектора, а в 1911-го по 1918 – уже утвержденным в должности губернским архитектором.
Время постройки указывается расплывчато – с 1903 по 1917 годы, но, думается, сильно не ошибемся, обозначив дату около 1910-го – поскольку постройки раннего модерна отличались большей фантазией, гротеском, декоративностью и «эмоциональностью», а поздний , в предвосхищении наступающих суровых времен, наоборот, сделался строгим и «рациональным».
Кроме того, известно, что сам Александр Борщев с семьей в особняке не проживал. После окончания строительства сходу сдал в аренду под канцелярию вновь назначенного самарского губернатора Н.В. Протасьева,
а Николай Васильевич Протасьев заступил в должность 23 августа 1910-го года. В непростые предвоенные и военные годы службы уделял большое внимание благотворительности и социальным проблемам населения губернии, так что Самаре удалось избежать прокатившихся по стране бунтов и погромов 1914-го года. Еще Протасьев известен как автор брошюры о необходимости строительства Беломорско-Балтийского канала
А что можно сказать по поводу популярной городской легенды, утверждающей, что «праздничный» дом с символикой брачного союза был выстроен «главным российским трезвенником» Михаилом Челышевым в качестве свадебного подарка сыну? О судьбах детей Челышева информации мало, а об их браках вообще отсутствует. Сказать можно только, что из четверых сыновей Челышева в 1910-м году Илье было 4 года, Сергею – 15, Константину – 17, Михаилу – 21.
Поскольку самарские легенды всегда содержат долю истины, думается, какое-то отношение к особняку Челышев имел. Скорее всего, выступал строительным подрядчиком - вызывающий свадебные ассоциации дом возводили его бригады. Для себя же "воинствующий трезвенник" строил дома исключительно в "русской кирпичной" стилистике
В настоящее время в историческом особняке работает медицинский центр «Династия».
По поводу же "неразгаданных" обручальных колец на фасаде - еще одно предположение. Как известно, после кончины первой супруги Александр Борщев женился вторично - на юной Лидии Голштейн, бывшей почти ровесницей его дочери Марии. Возможно, особняк стал свадебным подарком именно Лидии?
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете