Найти тему

Что такое инициативное бюджетирование?

Инициативное бюджетирование (ИБ) – это прекрасный инструмент участия граждан в процессах государственного и муниципального управления. Оно позволяет жителям участвовать в принятии решений о распределении бюджетных средств. Благодаря ИБ, процесс принятия бюджетных решений становится более демократичным и прозрачным.

Основными характеристиками инициативного бюджетирования являются:
- прямое участие граждан в процессе распределения бюджетных средств,
- формирование предложений от жителей муниципалитета,
- определение приоритетов и решение конкретных задач на местном уровне.

Процесс ИБ начинается с подготовки голосования по предложенным проектам. В начале разрабатываются механизмы сбора и анализа предложений от жителей. Затем организовывается голосование и выбираются наиболее значимые и важные проекты для реализации. По итогу выбранные проекты включаются в бюджетный план и реализуются муниципалитетом.

Инициативное бюджетирование позволяет людям выражать свои потребности, оценивать действия государственных органов в управлении городом и регионом. Также ИБ способствует улучшению качества жизни населения, развитию местной экономики и повышению эффективности управления.

Инициативное бюджетирование является успешным инструментом во многих странах мира: Бразилия, Колумбия, Аргентина, Филиппины, Польша, ЮАР и др. В России ИБ активно применяется во многих регионах и с успехом используется для решения задач на местном уровне. Отремонтировать дорогу или улучшить детскую площадку - все это можно сделать с помощью инициативного бюджетирования.

Руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России Владимир Вагин выделяет пять критериев ИБ:

  1. Демократический процесс принятия решений.
    Важно, чтобы жители территорий имели возможность активно участвовать в принятии решений о распределении бюджетных средств. Для этого должны быть созданы механизмы, которые обеспечат максимальную открытость и прозрачность процесса, а также участие как можно большего числа граждан.
  2. Ориентация на реальные потребности и проблемы жителей.
    Проекты, выбранные для финансирования, должны отвечать реальным потребностям жителей и решать их актуальные проблемы. Для этого необходимо проводить широкую консультацию с населением, выявлять наиболее срочные и важные задачи.
  3. Оценка эффективности проектов.
    Проекты должны быть оценены с точки зрения их эффективности и соответствия заявленным целям. Для этого необходимо проводить мониторинг и оценку реализации проектов, а также их результатов.
  4. Ответственность за реализацию проектов.
    Органы местного самоуправления, выбранные для реализации проектов, должны нести ответственность за качественную и своевременную реализацию проектов, а также за эффективное использование бюджетных средств.
  5. Прозрачность и открытость.
    Все процессы, связанные с инициативным бюджетированием, должны быть максимально открытыми и прозрачными для граждан. Информация о проектах, их реализации и результативности должна быть доступна для всех желающих.

Используя инструменты инициативного бюджетирования, можно достичь не только решения конкретных проблем, но и создания доверия между властью и гражданами. Это подтверждается опытом города Кирова, где после пятилетней работы с использованием ИБ было проведено социологическое исследование, в результате которого было выявлено, что доверие к органам власти на территориях с инициативным бюджетированием значительно выросло.

Существует пять основных направлений развития инициативного бюджетирования.
Первое направление – внедрение ИБ в госпрограммы и национальные проекты. Расширить доступ граждан к принятию решений о распределении бюджетных средств и повысить прозрачность процесса.

Второе направление – развитие территориального общественного самоуправления, в том числе с помощью ИБ. Для принятия гражданами активного участия в управлении гражданами своим регионом и решении конкретных проблем.

Третье направление – софинансирование ИБ с помощью налогов. Это позволит увеличить объемы финансирования проектов, которые будут выбраны гражданами.

Четвертое направление – развитие школьного и молодежного ИБ. Это поможет привить молодежи активную гражданскую позицию и участие в принятии решений о распределении бюджетных средств.

И, наконец, пятое направление – интеграция финансов и бюджетная грамотность. Для лучшего понимания граждан, как работает бюджет и какие возможности есть для участия в принятии решений.

Развитие инициативного бюджетирования в этих направлениях поможет улучшить качество жизни граждан, повысить доверие между властью и населением, а также укрепить демократические институты в нашей стране.

Однако, чтобы реализовать проекты и построить диалог на основе доверия, необходимо объединять людей, учитывать их мнения и предлагать альтернативные варианты. Работа в этом направлении может быть сложной, но при правильном подходе и использовании современных технологий, можно добиться высоких результатов.

Важно отметить, что успех этого механизма зависит от готовности власти доверять гражданам и их мнению при принятии решений. Инициативное бюджетирование может стать эффективным инструментом для конструктивного диалога между гражданами и властью, если будет использоваться правильно.

Подробнее о том что представляет собой инициативное бюджетирование читайте в статье Ирины Лактюшиной в журнале «Позитивные изменения»: https://www.impactjournal.ru/jour/article/view/74/84