Найти тему
ПАНТОГРАФ

28 февраля 1950 года по постановлению Совмина СССР в г. Энгельс был образован троллейбусный завод им. Урицкого

Авторский материал. Автор Кирилл Фесенко.

***
Завод имени Урицкого, производящий железнодорожные вагоны, эвакуировали в город Энгельс Саратовской области в августе 1941-го года из Орловской области. Там предприятие основано еще в 1868-м, в 1918-м - национализировано, а в 1926-м получило имя «Вагоностроительный завод им. Урицкого».

Цех завода, 1965 год
Цех завода, 1965 год
Заводская площадка, открытка, 1980 год
Заводская площадка, открытка, 1980 год
Снимок из журнала «Энергоэкспорт» 1982 года. Троллейбусы ЗиУ-682УВ для Будапешта
Снимок из журнала «Энергоэкспорт» 1982 года. Троллейбусы ЗиУ-682УВ для Будапешта

Во время войны основной продукцией были артиллерийские снаряды, после войны завод вновь вернулся к выпуску железнодорожных вагонов. В это время в стране возникла острая потребность в троллейбусах, так как выпускающий их авиационный завод в Тушино возвращался к постройке самолетов. В 1950-м Завод имени Урицкого выбрали для организации производства троллейбусов. Из Тушино в Энгельс передали модель МТБ-82Д вместе с оборудованием, что позволило достаточно быстро наладить производство на новом месте. Уже в следующем году из ворот ЗиУ выехали первые машины.

Постепенно завод стал крупнейшим производителем троллейбусов не только в СССР, но и в мире - свыше 2000 машин в год. Троллейбусы ЗиУ были достаточно современны и надежны. Их, помимо социалистических стран, экспортировали в Грецию и Южную Америку.

Создав собственную конструкторскую школу, предприятие постоянно совершенствовало машины.

Цех завода, 1993 год
Цех завода, 1993 год
Цех завода, 1997 год
Цех завода, 1997 год
Первые 2 троллейбуса для Кордовы (Аргентина) отправляются в Санкт-Петербург, 2015 год
Первые 2 троллейбуса для Кордовы (Аргентина) отправляются в Санкт-Петербург, 2015 год
Вид на производство сверху. Зеленые троллейбусы модели «Оптима», синие «Мегаполис», 2017 год
Вид на производство сверху. Зеленые троллейбусы модели «Оптима», синие «Мегаполис», 2017 год
Рестайлинг модели «ТролЗа» «Мегаполис», 2018 год
Рестайлинг модели «ТролЗа» «Мегаполис», 2018 год
Троллейбус-памятник ЗиУ-5Д, построенный в мае 1969 года и установленный рядом с заводом в 2001 году. Фото от 2022 года
Троллейбус-памятник ЗиУ-5Д, построенный в мае 1969 года и установленный рядом с заводом в 2001 году. Фото от 2022 года

Период перестройки ЗиУ (позднее «ТролЗа» - троллейбусный завод) пережил, как и иные аналогичные предприятия, с большими потерями. Помимо падения платежеспособного спроса, перед заводом встала проблема конкуренции. Несколько относительно небольших предприятий в разных городах России стали строить троллейбусы (как правило, основываясь на конструкции ЗиУ) для своих регионов. Однако в начале 2000-х постепенно позиции «ТролЗы» стали улучшаться, в первую очередь за счет создания множества модификаций и увеличения спроса на новые машины в крупных городах.

К сожалению 30 января 2020 года Федеральная налоговая служба подала заявление о банкротстве «ТролЗы». 18 июня 2020 во время пресс-конференции министр промышленности и энергетики Саратовской области Андрей Архипов рассказал о прекращении работы «ТролЗа». По факту завод перешел к «ПК Транспортные системы», - новому инвестору, который зашел на площадку «ТролЗы» для организации производства своих троллейбусов. Таким образом завод не был остановлен.

Канал "ПАНТОГРАФ". Материал подготовлен Кириллом Фесенко.

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки

Другие материалы канала:

-10