Найти тему

В этот день вершилась история

В этот день вершилась история

2 февраля в Минобрнауки прошло заседание Экспертного совета по развитию исторического образования. Этот день во всех смыслах стал историческим — он объединил 80-летний юбилей победы в битве под Сталинградом и утверждение концепции преподавания истории для неисторических специальностей и направлений подготовки.

У каждого есть право на общую историю

«Сталинград — символ стойкости и мужества нашего народа перед вызовом любых внешних угроз и врагов, в какие бы международные секты они не объединялись. Победа под Сталинградом — это наше общее наследие. У каждого есть право знать нашу общую историю», — с этого начал обсуждение в рамках заседания Сергей Нарышкин, председатель РИО, руководитель СВР.

Ключевые ожидаемые изменения от концепции, по мнению ее инициаторов и авторов, — единое понимание и одинаковый минимум по истории России, который должны знать все студенты. При этом в данном вопросе любой формализм губителен, уверен председатель РИО. Это касается в первую очередь требования обеспечить 80% контактной работы.

Как отметил Юрий Петров, директор Института российской истории РАН, один из авторов концепции — для Сергея Нарышкина необходимость этой работы была очевидна еще несколько лет назад. Из чего можно предположить, что Служба внешней разведки начала фиксировать зарубежные настроения, направленные на принижение роли России в мировом историческом развитии и размывание общегражданской идентичности, задолго до того, как идеологическое противостояние перешло в русло СВО.

Историческое осмысление как путь изменений

«Принципиальные изменения в жизни общества невозможны без осмысления исторических знаний», — прокомментировал Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ.

Речь в данном случае идет о том, что история напрямую влияет на становление личности, в то время как наука «История» формирует отношение населения к своему прошлому. В российской истории заложена основа российской модели и государственная политичность.

Гуманитарные науки, и в первую очередь история, играют большую роль в формировании кругозора и навыков мышления. Поэтому Минобрнауки совместно с Минпросвещения и Росмолодежью работает над созданием единой концепции преподавания истории.

Подход, заложенный в концепции, станет важным элементом национальной системы ВО, считает глава Министерства.

Концепция и нюансы

Разработка концепции началась в мае 2022 года. Многоэтапное обсуждение выявило большой интерес — было получено более 600 замечаний, большинство из них было отражено в документе.

Она посвящена преподаванию истории России, но предполагает интеграцию в мировой контекст. Для этого необходимо было установить общие тенденции, поэтому здесь велась тесная работа с Институтом всеобщей истории РАН.

«Большое внимание уделяется Европе, но это не означает крена в сторону европоцентризма — Россия исторически связана больше всего со странами Европы», — рассказывает Юрий Петров.

Обязательными элементами станут региональная и отраслевая история. «История региона не должна остаться за пределами учебного плана, но точное количество часов будет определяться по решению вузов», — подчеркивает директор Института российской истории РАН и один из авторов концепции.

И Сергей Нарышкин, и Валерий Фальков в своих выступлениях отметили вклад Юрия Петрова в разработку концепции.

Исторический момент для преподавания истории

«Это знаковое событие — новый этап, чтобы внести организующее начало по преподаванию истории в вузах», — считает Александр Чубарьян, президент ГАУГН, директор Института всеобщей истории РАН.

Важно, что именно инициатива Минобрнауки сделать историю России обязательным предметом стала отправной точкой начала обсуждения концепции.

Александр Чубарьян акцентировал внимание на том, что концепция — это профессиональный хороший документ, но еще не учебник. В то же время документ стал логическим продолжением школьной программы.

Второй момент — впервые была сделана попытка создания синтетического курса на базе отечественной и всеобщей истории.

Преимущество концепции в том, что в ней намечены ключевые события и дискуссионные аспекты, но в зависимости от конкретных событий каждая тема может быть по-разному раскрыта при чтении курса.

История на интеллектуальной передовой

«История всегда на интеллектуальной передовой. Актуален запрос на объективные знания — общество ждет решений, направленных на сохранение историческом правды и духовно-нравственных ценностей. Концепция — важный шаг в этом направлении», — отметила Екатерина Алтабаева, председатель Совета отделения РИО в Севастополе.

Кроме того, непосредственно через региональную историю в совокупности с общим курсом закладывается общегражданская идентичность и патриотизм, убеждена Екатерина Алтабаева.

Реализация концепции

Помимо концептуальных основ, которые дает документ, критически важны инструменты его реализации. На первых наметках подробнее остановился Константин Могилевский, заместитель министра науки и высшего образования РФ. В планах:

- Проведение серии мероприятий по повышению квалификации преподавателей вузов, исходя из потребностей вузов;
 - Подготовка учебников, учебных пособий и методических рекомендаций для помощи преподавателям;
 - Ежегодное проведение форума для преподавателей истории как площадки для выработки общих подходов к интерпретации ключевых исторических событий (совместная инициатива Минобрнауки и РИО);

Рекомендации Валерия Фалькова:

- Относительно контактной работы — ставку делать на классическую аудиторную работу;
 - Развивать неформальные подходы;
 - Рассматривать развитие кадрового потенциала с организацией нагрузки на преподавателей;
 - Привлекать молодежь к преподаванию истории.

Для того, чтобы новый курс истории России мог начать реализовываться уже в следующем учебном году, документ концепции членами Совета был утвержден единогласно.

Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/30301

-2
-3
-4