Найти в Дзене

Хороший совет в цене: как понять, смогут ли вам помочь в HR-консалтинговой компании

Оглавление

Многие профессионалы, достигнув определенного уровня успеха, мнят себя настоящими звездами: у них большая база клиентов, к их мнению прислушиваются, они являются лучшими представителями своей отрасли. Увы, серьезный опыт или хорошие знания вовсе не гарантируют того, что человек может работать консультантом.

Но есть и другая, худшая категория. Это товарищи, которые «звездят», начитавшись книжек об успешном успехе. Им кажется, что достаточно пройти пару тренингов, и ты уже сам можешь идти работать коучем.

На жизненном пути я встречал и тех, и других в самых разных сферах деятельности — от традиционных медицины и образования до маркетинга и, собственно, HR. Попробую рассказать, как не попасться в ловушку такой «звезды».

Почему HR-профи — не равно хороший HR-консультант

Профи овладевает конкретными техниками, инструментами, методиками — и с этим набором успешно решает как типовые (чаще всего), так и не совсем стандартные задачи.

Консультант же должен уметь анализировать и обобщать, осмысливать ситуацию, искать нестандартные решения. Каждый случай требует от консультанта глубокого вникания в чужой бизнес и понимания чужой проблемы. Даже похожие ситуации могут решаться совершенно разными способами.

У тех же HR задачи закрываются быстро. Того требует профессия: лишний день поиска — потерянные деньги для заказчика. Быстро нашел, проверил, собеседовал, устроил, поучаствовал в адаптации — следующий уже на пороге.

В HR-консалтинге быстро только кошки родятся. Любая ситуация нуждается в тщательном осмыслении, поиске подходящего решения. Если найм неправильного кандидата принесет компании убытки, то неграмотное консультирование способно разорить фирму. Не все могут взять на себя такую ответственность. Но многие HR, переходящие в сферу HR-консалтинга в России, считают, что их опыта на прежнем месте работы будет достаточно. Однако здесь, как и в области разработки, от человека требуются определенные софт скиллз — на одном опыте далеко не уедешь.

Где вам помогут

Рынок HR консалтинга в Америке и Европе имеет более длинную историю, чем в нашей стране, и там с консультантами все понятно — идут к «семейным» компаниям, к фирмам с наработанной репутацией. В России консалтингу лет тридцать с копейками — а учитывая, что рынок постоянно наводняют новички, сориентироваться непросто. Поэтому приходят чаще через знакомых и друзей.

Что делать, если у вас нет понимания, где искать:

  1. Смотрим на опыт в HR сфере — я уже говорил, что крутая карьера в HR не показатель профессионализма в консалтинге, но (!) совсем без опыта тоже нельзя. Лет 5-7 будет вполне достаточно — это означает, что человек или компания-консультант понимает и представляет, как работают все процессы. Многие совмещают HR и консалтинг — такой вариант тоже весьма хорош, значит, фирма максимально приближена к реальному положению дел.
  2. Смотрим на специализацию. Идеально, когда консалтинговая организация специализируется на конкретной отрасли — она лучше понимает все нюансы вашего бизнеса и тонкости работы с персоналом. Хуже, когда и швец, и жнец. Мы — BGStaff — например, работаем преимущественно с ИТ. Я, руководитель компании, сам бывший айтишник. Естественно, при таком раскладе легче вникать в проблемы, и шансы найти правильное решение вырастают до 100%.
  3. Смотрим на реальные кейсы. Портфолио здесь как нигде играет огромную роль. Причем это не будет портфолио в привычном текстово-графическом виде — но если консультант не может сослаться хотя бы на пару случаев из своей рабочей жизни, это колокольчик. Уж не на вас ли собрались тренироваться?
  4. В консалтинге HR процессов отзывы играют почти такую же роль, как портфолио. И негативные, проплаченные отзывы от конкурентов продвинутым компаниям тут не помеха — реальность кейсов хорошо просматривается из их содержания.
  5. Масштаб тоже имеет значение. Если организации удалось развернуться и покрыть хотя бы часть территории России или работать с иностранными компаниями, то понятно, что и опыт в консалтинге у нее будет тоже соответствующий. Потому что те же Москва, Новосибирск, Чита, Владивосток сильно отличаются по подходам в бизнесе.
  6. Консалтинг в сфере HR процессов, особенно в такой подвижной области, как ИТ (говорю из своего личного опыта), не может стоять на месте. Поэтому, если консультант регулярно не проходит обучение, ему будет сложно поспевать и за динамичным бизнесом.
  7. Первое впечатление. Тоже важно, как ни странно. Консультант, это как психотерапевт — если вы не будете ему доверять, ничего не получится.

Ну и сразу вычеркиваем тех, кто активно пиарится, бросается яркими словесами и безымянными сертификатами из разных академий консалтинга имени себя. У хорошего консультанта должна быть либо качественно продуманная маркетинговая компания, либо наработанная репутация — а лучше и то, и другое. Если ощущается агрессивное навязывание услуги, вас потчуют обещаниями решить проблему за 3 дня, предлагают сверхтехнологии и новейшие методики — советую не ввязываться в неравную борьбу с мошенниками. Скорее всего, перед вами один из только что прошедших быстрые курсы коучей, которого научили не работать, а красиво себя подавать и продавать.