После 22 июня 1941 года автомобильный парк РККА, да и большая часть подвижного состава была просто уничтожена или захвачена стремительно продвигающимися армиями Вермахта. Во втором полугодии автомобильная промышленность СССР не смогла произвести и 50 тысяч единиц техники, а более 150 тысяч машин было потеряно. Уже с июля месяца в Союз начала поступать техника из Великобритании. Да, она не была столь совершенной как американская, но тем не менее эта помощь неоценима. Точных цифр, по количеству машин пришедших в Мурманск нет. Но можно считать, что англичане поставили порядка 5 - 6 тысяч машин.
Теперь почему эту технику нельзя считать ленд-лизом? Да, закон о ленд-лизе или Lend Lease Act был принят конгрессом США еще в марте 1941, но он касался лишь американской части поставок. А поскольку Англия все же самостоятельное государство, то отношения она к этому документу не имела. А значит и поставки осуществлялись за счет средств Английской стороны.
Уже 22 июня 1941 года премьер-министр сэр Уинстон Черчилль сказал в своем радианом обращении к нации: "Мы обеспечим всевозможную помощь России и русскому народу!" Так, что именно англичане отправили первый морской конвой, он кстати получил обозначение PQ-00 Dervish. Корабли пришли в порт Архангельск 31 августа 1941 года.
Нужно заметить, что полноприводных автомобилей, типа Studebaker или GMC G7100 у англичан конечно же не было. Но, тем не менее, грузовики любой грузоподъемности имели на задней оси одноактную ошиновка и "обувались" в довольно "зубастую" резину.
Bedford Vehicles
Этот крупнейший, на тот момент, производитель грузовой техники принадлежал американцам, являясь английским подразделением General Motors. Модельный ряд был довольно обширен. Машины делались в городе Лутон. Причем модификаций даже одного грузовика, к примеру OXD, грузоподъемностью до полутора тонн, было несколько. Для местного рынка выпускались машины с открытыми кабинами и тентованный крышей.
А вот в СССР поставляли автомобили с закрытым кузовом, металлической грузовой платформой и тентом. Силовой агрегат шестицилиндровый верхнеклапанный объемом в 4 литра и мощностью в 72 лошадиные силы. Помимо бортовых версий существовали варианты техничек и автоцистерн.
Помимо полуторатонных машин составлялись и трехтонные автомобили, которые были схожи по конструкции и имели тот же мотор. Их индекс - OYD. Именно у этой серии кабины могли комплектоваться специальным люком в крыше, пусть вас не смущает его расположение, автомобили то английские и руль установлен в правой части.
Были в модельном ряду и полноприводные автомобили, в частности грузовики Bedford QLD. Они комплектовались аналогичным силовым агрегатом, но имели двухступенчатую раздаточную коробку и довольно солидный клиренс в 300 мм. Отличительная особенность полукапотная компоновка.
Кстати все перечисленные автомобили делались специально для вооруженных сил Великобритании.
Austin
Эту марку в СССР должны были помнить многие. Ведь в сентябре 1914 года, во время Первой мировой войны Русская Императорская армия заказала первые 48 бронеавтомобилей этой фирмы. И так же как и вышеназванный Bedford грузовики с крылатой буквой "А" на облицовке стали поступать в июле-августе 1941, на этот раз в Советский Союз. Причем к нам привозили машины трех типов, а именно модели "К30", "К2" и "КЗ" грузоподъемностью 1,5, 2 и 3 тонны соответственно. Причем машины были сугубо коммерческие, но после начала Второй мировой войны разработкой специальной техники было заниматься уже некогда, и все машины на скорую руку переделали для вооруженных сил. Все грузовики комплектовались одним типом двигателя, рядный шестицилиндровый мотор мощностью в 60 сил и объемом 3,5 литра, четырехступенчатыми коробками передач. Они имели одинаковые мосты и отличались лишь длиной рамы и грузоподъемностью.
Самый небольшой "К30" имел возможность перевозить полторы тонны, такая полуторка по английски. Их выпустили совсем немного, но наряду с Британскими Королевскими вооуженным силами, они поступали и на службу в РККА. Кузов мог быть бортовым, так и деревянно-металлическим.
Более габаритные, они могли везти груз весом две тонны "К2" помимо своих основных обязанностей, а именно перевозка боевых расчетов и грузов, могли быть оборудованы санитарными "будками".
Ну а крупнотоннажные "К3" иногда могли комплектоваться более мощным мотором и у них могла быть использована двускатная ошиновка задней оси.
Ford UK
Не знаю уж почему машины компании Fordson WOT8, хоть и имевшие самое непосредственное отношение к Ford, получившие в английской спецификации наименование WOT8 называли у нас Ford W.O.T.8, хотя в номенклатуре фирмы этого полноприводного грузовика нет. Впрочем это сейчас не так важно. Ведь поступали эти автомобили к нам задолго до Studebaker US6. И именно на них, первое время, монтировали пусковые установки БМ-13 "Катюша".
Вообще, своему появлению на свет полуторатонный тягач WOT8 обязан своему трехтонному собрату WOT6, который разработали еще в 1940 году. Использовал одинаковая рама, только у "восьмерки" она была укороченной, тот же нижнеклапанный двигатель V8 мощностью 85 сил и такая же коробка и раздатка. Интересной особенностью автомобилей было отсутсвие бампера. Впереди торчала приваренная под углом в 45 градумлов рама. На фото хорошо видно, что "шестерка" была довольно большой.
А вот "восьмой" тягач понадобился РККА именно в качестве платформы для пусковой установки БМ-13. Фотографий почти не осталось, к большому сожалению. Но один раз я видел фото в фильме "Автомобили в погонах", вот его и опубликую.
Доподлинно неизвестно, сколько было привезено машин в СССР, но цифры колеблются в пределах 800 - 1000 единиц.
Albion
Этих автомобилей было поставлено в СССР ничтожно мало. Но, тем не менее, свою роль в войне они все же сыграли. Кстати некоторые экземпляры жили в частях до конца 60-х годов. Модель называлась Albion FT-11. Грузовик был трехтонный и полноприводным. Его сердцем был шестицилиндровый двигатель мощностью 90 сил, была блокировка межосевого дифференциала и гидропривод тормозов с вакуумным усилителем. По английской традиции, в войну машины комплектовали, как правило, одной фарой головного света.
Как видите модельный ряд поступавший в СССР в годы Второй мировой войны из Великобритании был не столь разнообразен, как американский. Но автомобили действительно интересные, и знать о них стоит. Ведь и они внесли свой вклад в общее дело.
Появлению этой статьи во многом посодействовал мой друг и коллега Дмитрий Федоров который прочитав предыдущий материал сделал мне замечание, что я ни слова не упомянул про английские автомобили. За это ему огромное спасибо.