Честно, я бы никогда не задумывалась о том, что моя карьера приведет меня в другую страну и тем более, что я буду управлять своим бизнесом удаленно. Тем не менее, благодаря слаженной команде, современным технологиям и умению налаживать коммуникацию на расстоянии, я смогла доказать, что дистанционное руководство не только возможно, но и успешно. В этой статье расскажу о своем опыте управления бизнесом из другой страны и поделюсь советами для тех, кто также хочет начать свой бизнес или перейти на удаленное управление.
Почему я уехала и с кем оставила бизнес?
Само решение уехать было принято давно. Я являюсь не только руководителем салона слепого массажа, но и мамой в декрете, у которой совсем недавно родился ребенок. Я уехала на роды и достаточно страшно было оставлять свой бизнес в Москве. Однако пришлось работать удаленно вместе с маленьким грудным ребенком. В этом плане были определенные страхи.
Воспитывайте в ваших сотрудниках самостоятельность
Главный секрет хорошей и слаженной работы своего бизнеса я вижу в подборе правильной команды. Мои сотрудники полностью самостоятельны. Я изначально строю отношения с администраторами так, чтобы у них был предел, в рамках которого они могут сами разрешать ситуации. Например, с утра я в целом не доступна из-за разницы в часовых поясах. Задача моих администраторов — решить ситуацию самим.
Такой подход воспитал в них некое чувство ответственности за результат и бизнес в целом. Многие проблемные вопросы, к моменту как я просыпаюсь, уже решены. Например, бывают ситуации, когда заболел массажист и срочно нужно найти замену. Или клиент написал отрицательный отзыв и ему что-то не понравилось. С этим администраторы у меня справляются самостоятельно и просто отписываются о том, что произошло. Уже постфактум мы вместе разбираем этот кейс и формулируем сборник ответов на сложные ситуации.
Говорите о проблемах и хвалите за успехи
Я никогда не ругаю сотрудников за инициативность, даже если они поступили не так, как я бы поступила в данной ситуации — это все равно не является критерием «плохо». Мои сотрудники могут решать эти задачи, потому что они знают как их решать и их за это не наругают. Даже если меня что-то не устроит, то я и работник садимся, обсуждаем проблему и создаем правила, чтобы в будущем такого не повторялось. Сюда же входит и моё главное правило, которое запрещает сразу присылать проблемные вопросы. От сотрудников нужно варианты решения этого кейса, а не его описание.
Не забывайте также хвалить и премировать своих сотрудников за хороший результат — это станет ещё одним плюсом в копилку дружной команды. Например на ежемесячном совещании я отмечаю успехи, и стараюсь в разные месяцы отметить разных сотрудников. А проблемы мы решаем в индивидуальном общении.
Массажисты у меня также изначально подобраны самостоятельные и ответственные за результат. Если есть сомнения по поводу дисциплины человека: он будет у меня опаздывать и пропускать сеансы, то я ему откажу в работе. Не хочу заниматься отловом сотрудников и быть злым надзирателем. Моя задача — развивать и двигать команду.
Как удаленно следить за дисциплиной и воровством?
Перед отъездом у меня было довольно много страхов. Первый — отсутствие дисциплины, а второй — воровство. Так или иначе, мы понимаем, что с этим можно столкнуться. Решила я эти страхи довольно просто. Каждое утро и каждый вечер администраторы отписываются о том, во сколько они пришли и во сколько они ушли, следят за массажистами. Я за этим слежу и конечно ценю честность. Например, как-то администратор мне написала, что опоздает. Я не наложила штрафные санкции на неё и поблагодарила за честность. Далее подобных ситуаций не повторялось. Тем не менее, отследить я это прекрасно могу. У меня в студии висят камеры, которые реагируют на движение и записывают видео.
Также у меня налажена система учетов в CRM. У сотрудников несколько ограниченные права, они не могут сами удалять записи, а я это все вижу. Плюс — я оставила за собой функцию выдачи зарплаты. Расчетом и выдачей занимаюсь только я и все это могу быстро сверить. Кроме того, у меня записываются телефонные разговоры с клиентами. При желании могу поднять все записи и проверить. Периодически и сами администраторы снимают мне видео о том, что происходит в студии. Каждый день я также проверяю кассу. Администратор приходит и пишет о том, сколько остается в кассе. Все это можно сверить с автоматизированной системой учета для того, чтобы исключить недостачи.
Пряник важнее кнута
В основном, это всё те меры, на которые я не делаю акцент при работе с сотрудниками, потому что в первую очередь привыкла доверять и верить людям. Для меня пряник важнее жесткого кнута. В случае чего у меня есть система учета и контроля, но лишний раз я лучше не буду к ней прибегать. Конечно, у дистанционной системы управления есть свои явные минусы. Один из них — я не могу поболтать со своей дружной командой. Ребята часто говорят, что меня не хватает для какой-то моральной поддержки, но технологии сейчас достаточно развиты и я всегда остаюсь на связи. Как только мой ребенок немного подрастет, я планирую вернуться и продолжить развитие и управление нашей студии слепого массажа «6 чувство».