Suzuki Grand Vitara — эти три слова некоторые люди до сих пор произносят с придыханием. Она много где продавалась, и у нее было много имен. Escudo — у себя на родине, в Японии. Sidekick — в США. В России, где она продавалась с 2005 по 2015 годы, ее часто называют японской «Нивой»... И неизменно, начиная с 2006 года и до своего ухода с рынка в 2015-м, она была хитом продаж марки Suzuki в России! Более ста тысяч Suzuki Grand Vitara колесят теперь просторы нашей самой большой и могучей в мире...
Многие автолюбители до сих пор ненавидят и обижаются на бренд Suzuki за то, что те вывели Grand Vitara с нашего рынка, а позднее, в 2019-м, и вовсе окончательно отказались от этого направления в своем развитии, создав ей на замену простой городской кроссовер — Suzuki Vitara. Зачем они это сделали, скажете Вы? Я объясню. Все очень просто! Если взять, например, статистику продаж внедорожников и кроссоверов в Европе за период с 2008 по 2013 годы, мы увидим, что продажи внедорожников за 5 лет выросли на 33%, а продажи кроссоверов — на 800%!
Так кто же такая Suzuki Grand Vitara? За что ее владельцы так любят и ценят и по сей день!
В России у Suzuki Grand Vitara было два варианта: на 3 и на 5 дверей. За эти годы машина пережила два рестайлинга: в 2008-м (улучшили шумку, убрали проблему с передним редуктором, задние барабанные тормоза стали дисковыми и др.) и в 2012-м.
Grand Vitara — это своего рода уникальный легкий внедорожник, но с комфортом легкового автомобиля. От своего предшественника (настоящего рамного внедорожника Vitara 1 и 2 поколений) Grand Vitara 3-го поколения получила постоянный полный привод с понижающей передачей в раздаточной коробке и блокируемым межосевым дифференциалом, задняя подвеска стала независимой многорычажной, а рама — интегрированной. Она была уникальна! Не только дешевле и комфортнее настоящих внедорожников того времени, но и лучше по ездовым качествам обычных небольших кроссоверов, с которыми и соперничала...
Другими словами, Suzuki Grand Vitara могла застрять там, куда другие обычные кроссоверы-конкуренты даже не доедут! Но она и не создавалась для серьезного бездорожья! Отвезти своего хозяина и его семью на дачу по в хлам убитой после дождей дороге, на рыбалку по грунтовке, подъехать к лесу через поле... Вот ее внедорожное предназначение! И 20 см. клиренса, а также короткие свесы спереди и сзади ей в этом отлично помогают! Я уж не говорю про езду по сугробам и заметенным снегом дворам и улицам наших российских городов.
Вообще Grand Vitara и ее владельцы очень неплохо чувствуют себя зимой: автомобиль без проблем заводится даже в очень серьезные морозы, хорошо ведет себя на скользкой дороге и не дает замерзнуть в салоне водителю и пассажирам. Машина имеет жесткую, почти дубовую подвеску, но зато отлично управляется, у нее минимальные крены в поворотах и она не боится колейности.
К другим серьезным достоинствам Grand Vitara перед конкурентами можно отнести ее общую простоту и надежность! Японскую сборку, хорошее толстое ЛКП, неплохо сопротивляющееся коррозии. Гальваническую оцинковку кузова (после рестайлинга) и 10 лет гарантии от сквозной коррозии. Машина также имеет отличную обзорность.
Но главным козырем Grand Vitara, наравне с постоянным честным полным приводом, я считаю хорошие, надежные моторы и коробки, которые тут устанавливались.
Модель отличалась довольно широкой линейкой моторов: бензиновые атмосферные «четверки» объемом 1,6 л (106 л. с. — устанавливался только на трехдверную версию машины), 2,0 л (140 л. с. — самый популярный вариант в России) и 2,4 л (169 л. с.), был еще и 3,2-литровый V6 (233 л. с.). В паре с ними работали либо пятиступенчатая механика, либо четырех- или пятиступенчатый классический «автомат» японской фирмы Aisin.
Что можно сказать, если коротко, о моторах Grand Vitara? Они вполне надежны при условии их своевременного и правильного обслуживания, каждый из них имеет приличный ресурс в 300+ тыс. км пробега. 5-ст. механика также при правильном уходе прослужит Вам долго, ну а легендарный 4-ст. «автомат» от Aisin вообще при должном уходе способен пережить любой из вышеописанных моторов! Даже если совсем не менять в нем масло, он способен отработать 200 тысяч км пробега! Из главных недостатков данных моторов можно отметить приличный аппетит к бензину, а иногда и к маслу (масложор). А также слабая динамика (речь главным образом про младшие 1,6 и 2,0). Все моторы имеют цепь в приводе ГРМ, что лишний раз подтверждает их надежность и долговечность.
Расход топлива (а это бензин АИ-92-95, последний предпочтительнее) на трассе вы вряд ли увидите цифры ниже 10 литров, а в городе вполне может достигать и 12–16 литров на 100 км пути.
При своих в целом не самых больших размерах (длина пятидверной машины 4500 мм, колесная база 2640 мм) машина не обделена достаточным количеством места на заднем диване. К тому же его спинка регулируется по углу наклона. В Grand Vitara так же не самый маленький в классе багажник. В пятидверной версии он 398 литров (в трехдверной, правда, всего 184 л). При сложении сидений второго ряда ровный пол вы не получите.
Салон простой и по-японски аскетичный, тут царствует в основном жесткий пластик. Но всё собрано добротно и качественно. Всё нужное для водителя есть, и оно под рукой. Руль с гидроусилителем, регулируется, правда, только по вылету, и это не очень понравится нестандартным людям. Им будет сложнее подобрать для себя удобное положение за рулем. Двери в этой машине, кстати, закрывают пороги! (Suzuki, ты ли это!?). Есть подогревы передних сидений, зеркал и стекла пятой двери. В зависимости от комплектации есть однозонный климат-контроль, подлокотники спереди и сзади, кожаный салон, бесключевой доступ, круиз-контроль, линзованная оптика с омывателем фар и даже люк.
По Euro NCAP у машины достойные 4 звезды.
Так что же в итоге?
Suzuki Grand Vitara — в ней нет ничего лишнего, но есть всё, что нужно! Она симпатична внешне. Даже сейчас не выглядит безнадежно устаревшим инородным телом на дороге. Она в меру проходима по бездорожью и достаточно комфортна для семейных путешествий. Она безопасна и надежна. В целом неприхотлива в обслуживании. И при всём при этом она еще и несильно дорогая... Она не притворяется лютым внедорожником и не строит из себя стильный городской паркетник. Она такая, какая есть. Она сама по себе...
Это надёжный, верный друг семьи и помощник! Да, у нее тоже есть болячки и недостатки, но достоинств гораздо больше! Владельцы этих машин часто говорят: «Спасибо тебе за то, что позволяешь нам ехать туда, куда нам самим хочется, а не туда, где есть хорошие дороги...»