Нет корабля популярнее в Австралийском военном флоте чем легкий крейсер "Сидней".
Это имя и сейчас носит один из современных эсминцев. Слов нет, история у корабля славная. Он прекрасно воевал против флота стран "оси" на Средиземном море, но вот попав в "свои" воды погиб самым глупейшим образом. В активе "Сиднея" числятся блестящая победа у мыса Спада в июле 1940 года, участие в бою у Калабрии, проведение и охрана конвоев, потопление вражеских кораблей и так далее. Морские победы широко рекламировались британской пропагандой, капитан Коллинз, командир "Сиднея", стремительно стал самым известным и популярным на тот момент австралийским военным моряком. О корабле и моряках с восторгом отзывались и военные, и штатские, их прославляла пресса.
"Сидней" вернулся домой после 20 столкновений с врагом, проведя больше боёв, чем любой другой австралийский корабль и выжив в таком множестве опасных ситуаций, что немцы и итальянцы восемь раз заявляли о его "потоплении". Крейсер вернулся домой, не потеряв в бою ни одного человека". газета "Hobart Mercury".
В честь прибытия на родину даже был объявлен выходной день, что бы горожане могли посмотреть парад команды и поучаствовать в праздновании. Правительство Австралии приняло решение перевести известного и популярного командира корабля Джона Коллинза на административную должность представителя Австралии при командовании британских ВМС на Дальнем Востоке.
Коллинз сдал командование кораблём кэптену Джозефу Бернетту, бывшему заместителю начальника Морского штаба Австралии, последний раз служившему на боевом корабле в 1938 году. И началась нудная патрульная служба, в основном крейсер занимался охраной конвоев в Сингапур. 17 ноября в проливе Сунда австралийцы передали охраняемое судно для дальнейшего конвоирования британскому лёгкому крейсеру и повернули обратно. Все, больше "Сидней" никто не видел, кроме команды немецкого рейдера "Корморан". 23 ноября британский войсковой транспорт "Аквитания" обнаружил в Индийском океане плот с группой немецких военных моряков, от них то и узнали о бое "Корморана" и "Сиднея". Надо сказать что "Корморан" для "Сиднея" никакой не противник от слова совсем. Это обычное торговое судно-сухогруз "Штейермарк"которое вооружили шестью 150 мм орудиями и четырьмя торпедными аппаратами. Командовал им капитан второго ранга Теодор Детмерс.
Менее чем за год, под его командованием, "Кормораном"были захвачены или потоплены 11 вражеских торговых судов, общим тоннажем свыше 70000 тонн. Моряком Детмерс был профессиональным, на момент встречи с "Сиднеем" он прослужил уже 20 лет. В мае 1941 года "Корморан" вошел в Индийский океан и за лето утопил три судна. Корабль был замаскирован под голландский сухогруз, 19 ноября "Корморан" подошёл на 250 км к западному побережью Австралии для установки мин на путях судоходства. В 4 часа дня немецкие моряки обнаружили на горизонте боевой корабль, это был "Сидней". Австралийцы явно намеревались осмотреть подозрительное судно и направились прямо к нему.
Беспечность, если не сказать разгильдяйство, капитана австралийского крейсера просто зашкаливала.
Гидросамолет для осмотра судна в воздух не подняли, по радио с подозрительным кораблем не связались, сводку прохода кораблей у штаба не запросили. Понимая, что никакого сопротивления военному крейсеру оказать не получится, Детмерс стал усиленно имитировать поведение капитана беззащитного торгового судна. "Корморан" повернули к "Сиднею" кормой затрудняя опознавание по силуэту, подняли флажный сигнал PKQI, обозначение сухогруза "Straat Malakka" по нормам британского Адмиралтейства. В это время немецкий радист подавал сигнал "ко мне приближается подозрительный корабль".
Все это еще больше убеждало австралийского капитана в том, что перед ним "гражданская шляпа".
В 5.25 "Сидней" флагами и прожектором запросил "куда следуете?" "Корморан" ответил "в Батавию". И только после всего этого австралийцы запросили "Подать свой опознавательный сигнал". Разумеется Детмерс его не знал, поэтому немцы продолжили "игру". Радист подавал истерические призывы о помощи, "мирный корабль преследуется вражеским рейдером, помогите кто может". С "Сиднея" просигналили "застопорить машины", а вот это было уже совсем на руку немцам, ведь останавливался и "Сидней" что бы спустить шлюпку для досмотра.
А стрелять в неподвижный корабль гораздо проще.
Расстояние между кораблями было около 1800 метров, пока с "Сиднея" повторно запрашивали опознавательный сигнал, ветер и волны подтащили "Корморан" еще на 700 метров ближе.
И вот когда на "Сиднее" уже потеряли терпение и запросили сигнал в ультимативной форме, на "Корморане" откинули фанерную маскировку с орудий и дали залп. На "Сиднее" даже не была сыграна "боевая тревога" , часть команды глазела на сухогруз, часть отдыхала. В готовности были только два орудия из всего вооружения крейсера. Первым же залпом был разрушен капитанский мостик крейсера, затем кормовые башни, вдобавок удачно выпущенная торпеда проделала в корпусе дыру. Растерявшиеся австралийцы не смогли с первого раза попасть по немцам, напомню расстояние чуть больше километра, по меркам морской войны это даже ближе чем нос к носу. Но все таки военный крейсер утопить не так то легко и уцелевшие орудия донесли до "Корморана" свой "горячий привет". Через двадцать минут после начала боя "Корморан" потерял ход и на нем начался пожар, впрочем на "Сиднее" все было еще хуже. Попытка развернуться уцелевшим боком не удалась, тогда крейсер просто вышел из боя и объятый пламенем стал медленно удаляться к горизонту.
В 10 вечера он взорвался унеся на дно всю команду, 645 человек. Вот так "Баклан", а это дословный перевод названия немецкого рейдера, утопил целый крейсер.
Положение "Корморана" было очень тяжелым, 46 человек экипажа были убиты, пожар потушить не удавалось, капитан Детмерс приказал спускать шлюпки и спасательные плоты. Около полуночи от пожара взорвались мины на борту и корабль затонул. Через две недели, сохраняя идеальную дисциплину, 315 немецких моряков высадились на западном побережье Австралии и сдались первому встречному представителю полиции. В плену они пробыли до 1947 года. По злой иронии , когда они садились в Мельбурне на транспорт для возвращения домой, у соседнего пирса стоял голландский сухогруз "Straat Malakka", за который выдавал себя "Корморан".
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться