Найти тему
Параллели истории

От блестящих побед до глупой гибели. История одного крейсера.

Оглавление

Нет корабля популярнее в Австралийском военном флоте чем легкий крейсер "Сидней".

Это имя и сейчас носит один из современных эсминцев. Слов нет, история у корабля славная. Он прекрасно воевал против флота стран "оси" на Средиземном море, но вот попав в "свои" воды погиб самым глупейшим образом. В активе "Сиднея" числятся блестящая победа у мыса Спада в июле 1940 года, участие в бою у Калабрии, проведение и охрана конвоев, потопление вражеских кораблей и так далее. Морские победы широко рекламировались британской пропагандой, капитан Коллинз, командир "Сиднея", стремительно стал самым известным и популярным на тот момент австралийским военным моряком. О корабле и моряках с восторгом отзывались и военные, и штатские, их прославляла пресса.

"Сидней" возвращается из похода
"Сидней" возвращается из похода

"Сидней" вернулся домой после 20 столкновений с врагом, проведя больше боёв, чем любой другой австралийский корабль и выжив в таком множестве опасных ситуаций, что немцы и итальянцы восемь раз заявляли о его "потоплении". Крейсер вернулся домой, не потеряв в бою ни одного человека". газета "Hobart Mercury".

В честь прибытия на родину даже был объявлен выходной день, что бы горожане могли посмотреть парад команды и поучаствовать в праздновании. Правительство Австралии приняло решение перевести известного и популярного командира корабля Джона Коллинза на административную должность представителя Австралии при командовании британских ВМС на Дальнем Востоке.

"Сидней" в Сиднее.
"Сидней" в Сиднее.

Коллинз сдал командование кораблём кэптену Джозефу Бернетту, бывшему заместителю начальника Морского штаба Австралии, последний раз служившему на боевом корабле в 1938 году. И началась нудная патрульная служба, в основном крейсер занимался охраной конвоев в Сингапур. 17 ноября в проливе Сунда австралийцы передали охраняемое судно для дальнейшего конвоирования британскому лёгкому крейсеру и повернули обратно. Все, больше "Сидней" никто не видел, кроме команды немецкого рейдера "Корморан". 23 ноября британский войсковой транспорт "Аквитания" обнаружил в Индийском океане плот с группой немецких военных моряков, от них то и узнали о бое "Корморана" и "Сиднея". Надо сказать что "Корморан" для "Сиднея" никакой не противник от слова совсем. Это обычное торговое судно-сухогруз "Штейермарк"которое вооружили шестью 150 мм орудиями и четырьмя торпедными аппаратами. Командовал им капитан второго ранга Теодор Детмерс.

Рейдер "Корморан" в Атлантическом океане, сфотографированный с немецкой субмарины.
Рейдер "Корморан" в Атлантическом океане, сфотографированный с немецкой субмарины.

Менее чем за год, под его командованием, "Кормораном"были захвачены или потоплены 11 вражеских торговых судов, общим тоннажем свыше 70000 тонн. Моряком Детмерс был профессиональным, на момент встречи с "Сиднеем" он прослужил уже 20 лет. В мае 1941 года "Корморан" вошел в Индийский океан и за лето утопил три судна. Корабль был замаскирован под голландский сухогруз, 19 ноября "Корморан" подошёл на 250 км к западному побережью Австралии для установки мин на путях судоходства. В 4 часа дня немецкие моряки обнаружили на горизонте боевой корабль, это был "Сидней". Австралийцы явно намеревались осмотреть подозрительное судно и направились прямо к нему.

Беспечность, если не сказать разгильдяйство, капитана австралийского крейсера просто зашкаливала.

Гидросамолет для осмотра судна в воздух не подняли, по радио с подозрительным кораблем не связались, сводку прохода кораблей у штаба не запросили. Понимая, что никакого сопротивления военному крейсеру оказать не получится, Детмерс стал усиленно имитировать поведение капитана беззащитного торгового судна. "Корморан" повернули к "Сиднею" кормой затрудняя опознавание по силуэту, подняли флажный сигнал PKQI, обозначение сухогруза "Straat Malakka" по нормам британского Адмиралтейства. В это время немецкий радист подавал сигнал "ко мне приближается подозрительный корабль".

Все это еще больше убеждало австралийского капитана в том, что перед ним "гражданская шляпа".

В 5.25 "Сидней" флагами и прожектором запросил "куда следуете?" "Корморан" ответил "в Батавию". И только после всего этого австралийцы запросили "Подать свой опознавательный сигнал". Разумеется Детмерс его не знал, поэтому немцы продолжили "игру". Радист подавал истерические призывы о помощи, "мирный корабль преследуется вражеским рейдером, помогите кто может". С "Сиднея" просигналили "застопорить машины", а вот это было уже совсем на руку немцам, ведь останавливался и "Сидней" что бы спустить шлюпку для досмотра.

А стрелять в неподвижный корабль гораздо проще.

Расстояние между кораблями было около 1800 метров, пока с "Сиднея" повторно запрашивали опознавательный сигнал, ветер и волны подтащили "Корморан" еще на 700 метров ближе.

Крейсер "Сидней"
Крейсер "Сидней"

И вот когда на "Сиднее" уже потеряли терпение и запросили сигнал в ультимативной форме, на "Корморане" откинули фанерную маскировку с орудий и дали залп. На "Сиднее" даже не была сыграна "боевая тревога" , часть команды глазела на сухогруз, часть отдыхала. В готовности были только два орудия из всего вооружения крейсера. Первым же залпом был разрушен капитанский мостик крейсера, затем кормовые башни, вдобавок удачно выпущенная торпеда проделала в корпусе дыру. Растерявшиеся австралийцы не смогли с первого раза попасть по немцам, напомню расстояние чуть больше километра, по меркам морской войны это даже ближе чем нос к носу. Но все таки военный крейсер утопить не так то легко и уцелевшие орудия донесли до "Корморана" свой "горячий привет". Через двадцать минут после начала боя "Корморан" потерял ход и на нем начался пожар, впрочем на "Сиднее" все было еще хуже. Попытка развернуться уцелевшим боком не удалась, тогда крейсер просто вышел из боя и объятый пламенем стал медленно удаляться к горизонту.

В 10 вечера он взорвался унеся на дно всю команду, 645 человек. Вот так "Баклан", а это дословный перевод названия немецкого рейдера, утопил целый крейсер.

Положение "Корморана" было очень тяжелым, 46 человек экипажа были убиты, пожар потушить не удавалось, капитан Детмерс приказал спускать шлюпки и спасательные плоты. Около полуночи от пожара взорвались мины на борту и корабль затонул. Через две недели, сохраняя идеальную дисциплину, 315 немецких моряков высадились на западном побережье Австралии и сдались первому встречному представителю полиции. В плену они пробыли до 1947 года. По злой иронии , когда они садились в Мельбурне на транспорт для возвращения домой, у соседнего пирса стоял голландский сухогруз "Straat Malakka", за который выдавал себя "Корморан".

Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться