В 1994 году Джефф Безос оставил прибыльную работу в инвестиционной фирме на Уолл-стрит и решил открыть книжный интернет-магазин. Спустя 27 лет его компания Amazon является одной из крупнейших компаний в истории, а у Джеффа Безоса денег больше, чем когда-либо было у одного человека.
С момента основания Amazon в 1994 году Джефф Безос руководил своим бизнесом в соответствии с нетрадиционным набором основных принципов, среди которых: не беспокоиться о конкуренции, не беспокоиться о деньгах акционеров и не беспокоится о краткосрочной перспективе.
«Все начинается с покупателя», — повторял Безос снова и снова. «Сосредоточьтесь на своих клиентах, а всё остальное займёт свое место чуть позже.»
Создавая Amazon, он создал уникальный взгляд на мир, бизнес и технологии в целом. Он с нуля построил глобальную корпорацию нового поколения и модель того, как мир будет вести бизнес в 21 веке. Сегодня Amazon — это не только интернет-магазин, это компания с передовыми технологиями.
Нигде философия предпринимательства, технологий и лидерства Безоса не выражена лучше, чем в его письмах акционерам, которые он пишет каждый год с момента выхода Amazon на биржу в 1997 году. За последние два десятилетия эти послания стали бесценным источником информации о том, что самый богатый человек в мире думает об эффективности, клиентском опыте, подходе к сотрудникам, инновациях, антикризисном управлении и многом другом.
Сборник всех этих ценных советов и мыслей можно найти в книге «Не бойтесь заблудиться». В ней представлены уникальные и оригинальные ежегодные письма к акционерам, а также многочисленные лекции и интервью Джеффа Безоса, посвященные истории жизни, работе и эволюции мышления миллиардера.
«Наш успех обусловлен постоянным недовольством наших клиентов, которые всегда ожидают большего, и это дает нам стимул для роста».
- Джефф Безос
Не бойтесь заблудиться - 5 важных уроков успеха от Джеффа Безоса
✔️ Сосредоточьтесь на долгосрочной перспективе.
В то время как большинство бизнесменов думают о следующем квартале, максимум двух или трёх годах, Безос думает веками.
Он всегда предпочитал долгосрочное мышление и стремление доминировать на рынке краткосрочным расчётам, ориентированным на немедленную прибыль. Способность воспринимать реальность в долгосрочной перспективе оказалась рычагом достижения успеха.
«Все дело в будущем», — сказал Джефф Безос в начале своего первого письма акционерам в 1997 году. «Мы будем продолжать принимать инвестиционные решения с целью построения нашей позиции в качестве лидера рынка в будущем, а не краткосрочные выгоды или текущую реакцию Уолл - стрит»
Сосредоточившись на долгосрочных целях, предприниматель учитывает интересы клиентов, которые ожидают высоких стандартов и низкой цены, и акционеров, ожидающих возврата своих инвестиций. Такие цели требуют долгосрочной перспективы.
Долгосрочное мышление также стало частью миссии, которую бизнесмен сформулировал для своей космической компании.
«Blue Origin будет терпеливо, шаг за шагом, добиваться своих долгосрочных целей».
Один из многих талантов Джеффа Безоса — это способность проявлять энтузиазм и терпение. На своём ранчо в западном Техасе он начал строить «10 000 летние часы». У часов есть стрелка, которая движется каждые 100 лет, и кукушка, которая извещает о пройдённых 1000 лет.
«Этот удивительный механизм символизирует долгосрочное мышление», — говорит Безос.
✔️ Отдайте своё сердце своим клиентам.
Безос всегда хотел, чтобы Amazon стала самой клиентоориентированной компанией в мире.
В письме акционерам 1997 года Безос писал:
«Отдайте свое сердце клиентам...».
«Наша цель — построить самую дружелюбную компанию в мире», — написал он год спустя.
«Для нас очевидно, что заказчик — внимательный и умный партнёр. Мы не можем позволить себе почивать на лаврах. Я каждый день напоминаю сотрудникам о риске. Не от конкуренции, а о риске потерять наших клиентов».
<...>
«Наш успех обусловлен вечным недовольством наших клиентов, которые всегда ожидают большего, и это даёт нам стимул развиваться. Когда компания сосредоточена на конкуренции и берёт на себя инициативу, она оглядывается и испытывает соблазн немного сбавить обороты».
<...>
«Если вы хотите знать правду о том, что отличает нас от других, это тот факт, что мы действительно «клиентоориентированы», мы работаем на долгосрочную перспективу. Большинство компаний не такие».
Неудивительно, что его интернет-магазин в последние годы возглавляет рейтинг компаний с наивысшим уровнем удовлетворенности клиентов.
✔️ Избегайте PowerPoint и подобных презентаций.
Джефф Безос придерживается принципа, согласно которому любой, у кого есть новая идея, должен написать об этом свой собственный рассказ.
«Мы не применяем презентации PowerPoint или любые другие формы слайдов в Amazon», — написал он в одном из писем акционерам. «Вместо этого мы пишем 6-страничную заметку и все вместе её читаем в начале каждой встречи».
Краткая форма обеспечивает ясность сообщения, а это, в свою очередь, согласно Безосу, требует логического и прозрачного мышления.
✔️ Сосредоточьтесь на важных стратегических решениях.
Джефф Безос делит решения на две группы — исправимые и необратимые, к которым нужно подходить с гораздо большей осторожностью. Что касается первого, Безос ищет способы децентрализовать процесс. В Amazon он создал систему под названием «Многие дороги ведут к ДА». В других организациях процесс принятия рассредоточен по многим уровням, где слово «НЕТ» может возникнуть в любой момент. В Amazon сотрудник может запросить разрешение у одного из сотен авторизованных менеджеров, а не ждать, пока освободиться какой-то особенный.
«Сосредоточьтесь на вопросах, которые необратимы. Это вопросы, которые требуют максимальной осторожности и поэтому заслуживают вашего полного внимания»
Советует Джефф Безос
✔️ Нанимайте нужных сотрудников.
Безос всегда считал, что ключ к успеху — нанимать только лучших и умных людей. В течение многих лет он лично проводил интервью.
«В самом начале часто бывает трудно предложить сотрудникам привлекательную зарплату. Однако именно самые первые сотрудники будут играть ключевую роль в успехе или неудаче вашего бизнеса, и поэтому важно сделать их настоящими партнёрами, отдав им долю бизнеса и его прибыли».
Несколько лет назад Джефф Безос написал в письме акционерам:
«Наша цель по-прежнему состоит в том, чтобы нанимать и удерживать самых талантливых людей».
«Я не сомневаюсь, что успех во многом зависит от мотивации сотрудников. И каждый из них, должен чувствовать себя владельцем».
В процессе приема на работу Безос рекомендует использовать три критерия: вызывает ли кандидат ваше восхищение? Есть ли у кандидата потенциал для повышения эффективности команды, в которую он будет включен? В какой области у него есть шанс расправить крылья?
Карьерный путь в Amazon никогда не был легким. Во время интервью Безос предупреждает:
«Работа всегда требует времени, целеустремленности или интеллекта, но помните, что в Amazon мы ожидаем и времени, и целеустремленности, и интеллекта».
Однодневный менталитет
«У нас еще есть День Первый!»
- Джефф Безос
С самого первого дня работы в компании сотрудников Amazon учат принципу «Первого дня». Дело в том, что в Amazon считают, что всегда необходимо работать как недавно созданный стартап — каждый день должен быть полон напряженной работы, как и первый день существования компании.
Даже небоскреб, где находится офис Безоса в центре Сиэтла, называют «День 1». Над входом в здание, где работает Джефф Безос, есть табличка с надписью «День первый».
Есть много стратегий ведения бизнеса. Компании сосредоточены на борьбе с конкуренцией, на новых продуктах, на внедрении современных технологий и разработке бизнес-модели. Перечислить все возможные варианты сложно. В понимании Джеффа Безоса навязчивая мысль об удовлетворенности клиентов позволяет поддерживать свежесть, типичную для первого дня.