Бизнес привык к тому, что проведение обязательного или инициативного аудита является нормой. Тому есть целый ряд причин:
- Требования на законодательном уровне — в частности 307-ФЗ и иные нормативные акты.
- Желание вести бизнес открыто, чтобы заинтересовать международных партнеров.
- Избежать кассовых разрывов, узнать слабые участки в бухгалтерском учете, проверить работу штатной бухгалтерии и т.д.
- Подготовить компанию к слиянию или поглощению.
Поэтому бизнес НЕ вынужден обращаться к аудиторам — компаниям самим выгодно проводить аудит.
Аудит решает только стандартные задачи?
Обязательный аудит - самая распространенная и узнаваемая услуга. Аудиторские заключения публикуются на сайтах компаний, Федресурсе и ином публичном пространстве.
Поэтому формируется некий стереотип, что аудиторы предлагают только 2 стандартных продукта:
- Российский аудит (РСБУ)
- Международный аудит (МСФО)
Но на самом деле система предоставления аудиторских услуг может быть гибкой и решать нестандартные задачи, помимо полноценного аудита годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Об этих возможностях надо знать не только заказчикам, но и самим аудиторам. Бывают ситуации, когда просто не предлагается вариант клиенту, который решит его задачу максимально быстро и недорого. В результате, потенциальный клиент может вообще не воспользоваться услугами аудита, так как обязательный аудит или полный инициативный аудит ему не нужен. Эти ситуации мы постараемся рассмотреть ниже.
Если аудитор сталкивается с нестандартной задачей при проведении аудита, то не стоит продавать только стандартное решение. Стоит детально выявить потребности клиента, и какой тип отчета будет использован.
В зависимости от задач аудита будут отличаться цена и сроки выполнения.
Почему следует идти на встречу заказчикам аудита в период Covid-19?
Из-за пандемии компании, которые ранее были на пике рентабельности, сейчас должны бороться за выживание.
Что любопытно, это приводит к возникновению недоверия в системе сотрудничества и партнерства.
Поставщики - покупатели, подрядчики - заказчики, партнеры в совместных предприятиях, альянсах и других соглашениях будут пытаться правдами или неправдами выторговать для себя лучшие условия, ссылаясь на текущие обстоятельства.
Аудиторы в этой ситуации могут выступить в качестве стороны, которая подтверждает или опровергает те или иные факты или события и возвращает доверие в систему.
Рассмотрим на примерах
Иностранный поставщик имеет в России дистрибутора, который утверждает, что в условиях пандемии он не смог продать товар. При этом он направляет поставщику данные из бухгалтерии и со склада, которые это подтверждают.
Предположим, поставщик не верит своему дистрибутору и предполагает, что не продан товар другого поставщика.
Здесь в дело вступает аудитор, который не будет ПОЛНОСТЬЮ проводить финансовый аудит, а может принять участие в проведении инвентаризации товарных остатков. То есть подтвердить правду/неправду говорит дистрибутор своему поставщику.
Другой пример: Банку может потребоваться подтверждение того, что компания соблюдает ковенанты, заложенные в кредитных договорах.
Здесь тоже нет смысла или возможности (у заказчика) проводить полный аудит бухгалтерской отчетности.
Что может сделать аудитор? Предложить гибкое решение и выдать аудиторское заключение по 1 или нескольким участкам финансовой отчетности.
Еще примеры:
- Компания пострадала из-за ковид и ей требуется получить подтверждение, что упала выручка и возник убыток, хотя в предыдущие периоды (до пандемии) такого не было. То есть требуется доказать связь пандемии с убытками компании, чтобы получить одобрение на льготное кредитование.
Здесь снова аудитор может провести точечную проверку и предоставить заключение банку. При этом необязательно проводить полный аудит.
- Покупатель хочет приобрести работающий бизнес в условиях Covid-19. Это рискованная затея, поэтому покупать наобум - не вариант. Он хочет узнать, как кризис и пандемия повлияли на компанию, чтобы спрогнозировать дальнейшее будущее этого бизнеса и вообще это положение компании может являться условием торга.
В этом случае аудитор может взяться за конкретный период. Например с апреля по июнь.
Покупатель бизнеса перед сделкой может захотеть убедиться в том, как кризис повлиял на компанию. Ему в данном случае нужен всесторонний взгляд на компанию и некоторая форма подтверждения аудитора, но не нужно проведение полноценного аудита. Аудитор может сделать эту работу и только лишь за нужный период (например с марта по июнь).
Покупатель бизнеса закладывает положение о том, что последующие платежи по сделке будут зависеть от того, будет ли падать объем будущей выручки компании и на сколько.
Стороны сделки и нотариус в этой ситуации должны будет заложить в сделку механизм соответствующего независимого подтверждения.
Аудитор может подтвердить и разовые события, даже не имеющее прямое отношение к финансовой информации, например поступила ли партия товар на склад, соответствует ли действительности информация о просрочке сроков годности товара и многое другое.
Бывают ситуации, когда нужно подтвердить управленческую отчетность компании (или ее часть). То есть отчетность, составленную по правилам другой компании или правилам другой страны. Возможно не всего бизнеса, а только какой-либо его части.
Также, аудиторы могут быть полезны в плане прогнозирования финансовой стабильности компании в будущем. Такие данные могут быть интересны инвесторам и иным заинтересованным сторонам.
Информация может быть предоставлена в формате финансовой модели или в форме прогнозируемой отчетности в будущем.
В нынешних условиях прогнозируется много сделок по слиянию и поглощению, реструктуризаций задолженностей и иных форм «вынужденных договоренностей».
Аудиторы могут оказаться полезными в плане подтверждения достоверности информации, что решит проблему недоверия на рынке. При этом, цена будет выгоднее чем альтернативные издержки.
Поэтому, если вам нужен аудит какого-либо конкретного участка бухгалтерского учета, то можете обращаться в нашу аудиторскую компанию.
Мы найдем решение под вашу задачу и выполним все необходимые мероприятия по аудиту точно в срок.
#аудит #обязательный аудит #аудиторская проверка #аудиторское заключение #инициативный аудит #инвентаризация #годовой отчет #годовой прогноз #фз-307 #аудитор