Недавно в супермаркете около входа я увидел привычную картину – женщина вносила деньги на свой счет через терминал самообслуживания. Все выглядело как обычно, кроме суммы – она вносила крупные купюры и очень много. Я подумал – а что будет, если посреди процесса в магазине вдруг отключится электричество? Ведь до нажатия кнопки «Внести» деньги на счет не отправятся – а вытащить через купюроприемник пачку банкнот будет невозможно?
Разберем несколько возможных ситуаций.
Если вносил деньги в банкомат или снимал наличные
Большинство новых банкоматов сейчас могут еще и принимать наличные. При этом новые банкоматы обязательно оборудуются источниками бесперебойного питания – они позволяют закончить выполнение операции, даже если внешний источник электроэнергии отключился. А старые банкоматы без ИБП – в принципе не принимают наличные, а только их выдают.
Если банкомат отключился, когда деньги уже списались с карты, но еще не выданы клиенту – это самая большая проблема. Клиенту почти гарантированно придется писать заявление в банк с просьбой вернуть на счет списанные, но не выданные средства. Банк проверит, были ли действительно списаны деньги, но не выданы клиенту – если все подтвердится, деньги придут на счет обратно.
Кстати, некоторые банкоматы при возобновлении питания автоматически выдают карту с последней операции. И если свет включат, когда клиент уже уйдет, карту либо заберет кто-то посторонний, либо банкомат заберет ее обратно. То есть, единственный выход у клиента – блокировать и перевыпускать карту.
Если вносил деньги в терминал
Тут все гораздо сложнее – если терминал не оборудован ИБП (что настоятельно рекомендуется их владельцам), то платеж не будет проведен, а деньги останутся внутри терминала. Клиенту нужно будет обратиться к компании-провайдеру терминала – его номер телефона указан прямо на устройстве, оставить заявку и попросить вернуть деньги или провести платеж.
Но придется подождать, пока владелец терминала проведет инкассацию, чтобы выявить лишние деньги (хотя, если причина сбоя не зависит от клиента, инкассацию могут и ускорить – смотря о чем клиент договорится с владельцем или провайдером терминала).
Если оплачивал безналичную покупку в POS-терминале в магазине
Еще одна распространенная ситуация – клиент оплачивал покупку в терминале безналичной оплаты в магазине, но из-за сбоя, отключения электричества, отсутствия связи или чего-то еще операция не прошла, при этом деньги с клиента списали.
В этом случае писать заявление никуда не нужно – деньги вернутся назад, когда банк проведет взаиморасчеты с торговой точкой. То есть, если магазин не подтвердит чеком эту оплату, банк посчитает платеж ошибочным и вернет (точнее, разблокирует) всю сумму покупки на карту клиенту.
Вывод из подобных ситуаций может быть таким – если планируется внести или снять более-менее крупную сумму, делать это нужно только в банкомате или терминале в отделении банка. Во-первых, сотрудники находятся тут же и попытаются решить технические проблемы на месте. А даже если не получится – прямо на месте примут заявление на возврат денег.