Что происходит с душой человека после его земной жизни? И как нам поверить в то, что есть жизнь после смерти, рассказали священнослужители.
Иоанн Тераудс, иерей:
Как поверить в то, что есть жизнь после смерти? И, более того, в то, что будет воскресение всех живущих или живших когда-то на этой земле людей?
В Евангелии от Матфея Господь говорит: «По вере вашей да будет вам». А в молитве «Символ веры» мы исповедуем то, что мы ждём воскресенье мёртвых и жизни будущего века.
Сам Господь говорит, что некоторые восстанут в жизнь в вечную, а некоторые пойдут в вечное осуждение. Но как в это поверить? Когда наши родственники и близкие умирают, истлевают, когда даже память об этих людях исчезает…
Существует философская мысль, что пока жива память о человеке, жив и сам человек. Но мы с вами знаем, что даже при наличии множества письменных и электронных средств, наша память не столь уж сильна. И мы забываем о своих усопших родственниках. Мы знаем, что Господь о них помнит. Но как поверить, что из этих сухих костей возможна жизнь снова?
Вспоминается пророчества Иезекииля, отрывок из которого читается в Великую субботу на утрене после Крестного хода, о том, как восстают кости, восстает народ Израиля.
Но давайте с вами обратимся к постоянно повторяющимся событиям. Когда осенью листва деревьев желтеет и опадает, то кажется, что вся природа умирает. Но приходит весна, и всё снова оживает.
Этот пример приводит в своих трудах святитель Игнатий Брянчанинов. Он говорит, что это явный визуальный пример того, что и мы с вами воскреснем.
Игумен Лука (Степанов):
Нам достаточно Евангельского свидетельства, и, прежде всего, Воскресения Христа Спасителя и прежних воскресений, которые были совершены по Его милости. И воскрешение Лазаря, и двенадцатилетней девочки, и сына вдовы…
Конечно же, Евангелие не склонно что-либо преувеличивать или придумывать. Не доверять Евангелию у нас нет оснований. И апостолам нечем было бы порадовать человечество, если бы не их подлинное общении с воскресшим Христом, которого некоторые из них погребали и закутывали в плащаницы, а потом увидели их пустыми…
Потому что тот труп воистину ожил и явился своим ученикам, и по истечении сорока дней пребывания с ними, вознесся на небо, явив для всего человечества то, что теперь человеческая природа вознесена к самому Богу. И, приобщаясь к жизни во Христе, мы приобщаемся к вечной жизни Пресвятой Троицы.
Мы верим в Воскресенье из естественных примеров возрождения жизни на земле и из сверхъестественных примеров служения Богочеловека во время его земной жизни... И образ самого Христова Воскресенья являет для нас веру в Воскресенье.
Мало того, апостол Павел говорит, если кто веру в будущую жизнь не имеет, таковые хуже язычника, и несчастнее его. Язычники, во всяком случае, не отказывают себе ни в чём, что доставляет им радость жизни на земле. А тот, кто не верит в воскресенье, тот лишает себя и земных, и вечных радостей.
Нет хуже состояния, нет хуже помрачения, чем не веровать в Воскресенье. Жизнь после смерти является нашим главным предназначением. Вершиной нашей системы ценности. Ради жизни будущей мы проводим нашу многотрудную временную жизнь. И великое благо — никогда не упускать из зрения своего сердца эту всесветлую перспективу.
Как сказал Иоанн Златоуст, нет такого труда, который не показался бы легчайшим в связи с надеждой грядущего воздаяния.
Если мы веруем в Воскресенье Христово, то значит — и в своё. И значит не будет такого труда в жизни и таких трудностей, которые бы мы с лёгкостью и радостью с Божьей помощью не преодолели.
Димитрий Смирнов, протоиерей:
Нам надо твердо понимать следующую вещь. О загробном существовании души нам Господь не открыл. Но ум человека пытлив, и всем нам хочется узнать, что там будет дальше. Но дело в том, что в опыте нашей теперешней жизни ничего подробного нет. Поэтому мы можем только в некоторых образах представлять жизнь нашей души вне тела в этот период до того, как все мёртвые воскреснут. И поэтому нам незачем пытаться проникнуть в эту тайну.
Мне часто говорят, а разве рассказ блаженной Феодоры о своих мытарствах или рассказы других людей, побывавших на том свете, не свидетельствуют о жизни после смерти тела?
Житие блаженной Феодоры — это ведь опыт одного человека. Этот личный опыт свидетельствует о реакции души Феодоры на эти события. В душе другого человека это всё могло сложится в других образах. Если бы для нас для всех это было бы одинаково, Господь открыл бы это в Священном Писании. Но Он этого не сделал.
Поэтому мы видим, что, когда человек свидетельствуют о своём загробном опыте, этот опыт хоть и похож на другие, но он отличается.
И опять же решительно повторю, что всё это — наши догадки. Потому что для того, чтобы знать твердо волю Божью, нужно очень близко к Богу находиться, чтобы свидетельствовать о том, так это или не так. Все эти свидетельства людей, побывавших на том свете, для нас, конечно, утешительны. Но сказать конкретно, что будет вот именно так — невозможно.
Отметим также, что тот опыт, который человек испытал за гробом и вернулся в земную жизнь, он очень плохо переложим на современный язык. Его очень трудно объяснить словами. Это всё равно что рассказать о музыке. Понимаете? Жанр музыкальный не переводим на такой жанр, как, допустим, поэзия… Это можно представить только в образах.
И Житие блаженной Феодоры даёт нам именно образы, от которых многие отталкиваются в каких-то своих благочестивых размышлениях. Но нужно помнить, что это всего лишь образы.
Ещё статья: Что ждёт душу после выхода из тела? Объясняет Алексей Осипов.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господь бог смирение