Во всех магазинах по всей стране рабочий день начинался с «утреннего настроя» — специального текста, который зачитывал директор. А во всех торжественных случаях было принято петь гимн компании. Его же в обязательном порядке должен был знать любой сотрудник, рассчитывающий на повышение. Слова спрашивали на экзамене. Гимн — это, конечно, самая известная особенность корпоративной культуры тогдашней «Пятерочки». Он был написан в 2001-м, но далеко не с первой попытки: Андрей Рогачев (основатель «Пятерочки») несколько раз менял музыку. Наконец, в декабре 2001-го гимн утвердили и на новогоднем корпоративе официально представили тремстам избранным сотрудникам. На каждый стол положили распечатку гимна, а для первого исполнения пригласили профессионального певца.
«Гимн — это не шоу-бизнес, это художественное воплощение идеологии», — считает Андрей Рогачев. — «Гимн обращается к эмоциям. Он должен быть проникновенным, дойти до сердца, как хорошая песня про любовь».
Надо признать, что от идеологических ритуалов не было освобождено и высшее руководство компании. Каждый день на утренней планерке в центральном офисе по пять-семь минут читали наизусть принципы «Пятерочки». Кто-то один произносил две строчки, а другой за ним подхватывал. Потом вступал третий.
«На таких собраниях всегда было видно, кто давно в компании, а кто новенький», — вспоминает Олег Высоцкий. — «Новички тяжело приживались. Многие смотрели на нас как на идиотов. Сначала и мы ощущали себя таковыми, а потом привыкаешь, это вживляется в тебя, и ты чувствуешь драйв. Особенно если еще начинаешь хорошие деньги зарабатывать конечно, все это пафосно звучит, но те сети, в которых нас называли идиотами, потом исчезли и закрылись, а на месте их магазинов теперь стоят «Пятерочки» Спустя годы я понимаю, что корпоративная культура — это, возможно, был самый важный фактор в развитии компании».
Отрывок из книги Никиты Аронова «Цивилизация X5. От магазинов без товаров до магазинов без продавцов. Как "Перекресток" и "Пятерочка" изменили российскую торговлю»
Все люди ходят в магазин за продуктами — но зачем они идут туда на самом деле? Самое главное современный супермаркет дает нам бесплатно. Заполненные товаром полки успокаивают и внушают чувство стабильности. Чистота помещений и вежливость сотрудников повышают нашу самооценку. Новые технологии приобщают к прогрессу.
Лаборатория "Однажды" и автор этой книги задались целью: изучить новейшую историю России через историю отечественного ретейла. Как мы изменились, пройдя путь от советского гастронома до современного супермаркета? Как преобразовали страну и ее граждан "Перекрестки", "Пятёрочки" и "Карусели"? Наконец, какой предпринимательский путь прошла команда X5 RetailGroup — крупнейшего игрока в российском ретейле? Книга "Цивилизация Х5" отвечает на эти вопросы и в то же время читается легко, как детектив. Перевернув последнюю страницу, вы уже никогда больше не будете ходить в магазин только за продуктами.
Прочитать отрывок или купить книгу «Цивилизация X5. От магазинов без товаров до магазинов без продавцов. Как "Перекресток" и "Пятерочка" изменили российскую торговлю» (12+) в интернет-магазине: https://go.ast.ru/a000lrr
Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)
Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме:
«Требуется продавец без опыта работы». Открытие одного из первых супермаркетов в России
Как питались советские студенты
ГОСТ и СанПиН: «евангелие» пищевого производства в Советском Союзе
Веселье есть питье: что ели и пили гости на свадьбах в Древней Руси