На этнографической карте России трудно найти менее совместимые нации, чем буряты и якуты - эти два народа друг друга, что называется, терпеть не могут, не случайно их еще в советское время разделили территорией Иркутской области, дабы избежать их взаимного уничтожения. Отношения между бурятами и якутами далеко не сахар и сейчас трудно поверить, что эти народы приходятся друг другу близкими родственниками, произошедшими от единого народа курыканов.
Хотя курыканы и упоминаются впервые в тюркских рунических надписях VII века, посвященных описанию Байкальского региона, на самом деле их родиной являются берега Енисея, откуда союз племен, названный тюрками "Три курыкана" в конце VI века перекочевал на восток. Вопрос о происхождении курыканов остается предметом дискуссий по сию пору, своей письменности они не имели, а описавшие некоторые страницы их истории тюрки знали их недостаточно хорошо. Данные же археологических исследований говорят, что курыкане долго сохраняли культурную связь с Енисейско-Минусинским регионом, в частности перенеся оттуда практику строительства каменных городищ шэбэтуй.
Во времена Второго Восточно-Тюркского каганата курыканы вошли в его состав, являясь надежным поставщиком коней в тюркскую армию, в разведении которых были редкими мастерами, но едва Второй Восточно-Тюркский каганат развалился, курыканы тут же обьявили о своей независимости, которую затем яростно защищали от врагов с запада - уйгуров и кыргызов, но в Х веке на их земли обрушилось нашествие с востока в лице монголоязычных племен, спасавшихся от натиска киданей. С этой силой курыканы не смогли справиться, часть из них бежала на Лену, где стала основой якутского народа, но большинство вошло в состав союза, известного под именем "лесных татар", обосновавшегося на берегах Байкала и ставшего прямым предком бурятского народа, в составе которого до сих пор имеется род Курыкан (Хорхон), представители которого традиционно проживают на севере Монголии.