Найти в Дзене
Журнал Криминалиста

Бостонское ограбление: закадка крупнейшей музейной кражи в истории Америки

Оглавление

Как удалось провернуть самую крупную кражу в истории Америки, почему расследование зашло в тупик и существует ли хоть 1 шанс, что картины общей стоимостью в 0,5 миллиарда долларов вернутся на свои законные места.

Кража произведений искусств – занятие рискованное. И не только потому, что они хорошо охраняются. Дело в том, что сбыть украденное почти невозможно. И все же такие ограбления случаются регулярно. Из Лувра в 1911 году была украдена легендарная "Мона Лиза" Леонардо да Винчи. Из Стокгольмского музея в 2000 году вынесли автопортрет Рембрандта. А знаменитый "Крик" Эдварда Мунка крали вообще 2 раза.

Но и "Мону Лизу", и "Крик", и автопортрет Рембрандта в итоге нашли и вернули на свои места. В отличие от 11 картин, которые в 1990 году вынесли из музея Изабеллы Стюарт-Гарднер в Бостоне. Спустя 31 года рамки от работ Яна Вермейера, Рембрандта, Эдгара Дега, Эдуарда Моне и Говарда Глинка остаются пустыми.

Бостонское ограбление: закадка крупнейшей музейной кражи в истории Америки
Бостонское ограбление: закадка крупнейшей музейной кражи в истории Америки

Дерзкое ограбление

18 марта 1990 года. Бостон, штат Массачусетс, США. Неофициальная столица ирландских мигрантов крепко засыпает после празднования главного праздника города – Дня Святого Патрика. Около часа ночи к служебному входу музея Изабеллы Стюарт-Гарднер подъезжает ярко-красный спортивный автомобиль. В салоне 2 копов. Оба в форме. С густыми усами.

Полицейские выходят из машины, подходят к двери музея и звонят на охрану.

"Это полиция. Нам поступил вызов о том, что во дворе музея беспорядки", – говорит один из них.

Рик Эббот, 23-летний молодой охранник, который в ту ночь был на смене, недолго думая открывает дверь служителям правопорядка. После этого события начинают развиваться со скоростью Голливудского боевика. Копы просят Рика Эббота вызвать на пост его 25-летнего напарника Рэнди Хэстенда и буквально выкуривают обоих охранников на улицу, где у тех не будет возможности нажать тревожную кнопку. Затем их просят предъявить документы под предлогом, что у полицейских есть ордер на их арест. И, наконец, копы закрывают обоих парней в наручники и произносят фразу, которую горе-охранники не забудут до конца своих дней:

– Вы не арестованы. Это ограбление. Не создавайте нам проблем и мы вас не тронем.

Чтобы как-то разрядить обстановку, Рид Эббот пытается отшутиться. Мол, нам так мало платят, что суетиться нет никакого смысла. Охранников отводят в подвал музея, приковывают наручниками к трубам, заклеивают глаза изолентой. Рик Эббот продолжает сохранять бодрость духа и напевает песню Боба Дилана "I Shall Be Free".

В эти минуты наверху, в выставочных залах музея, происходит самое дерзкое ограбление в истории США. Двое грабителей, не церемонясь, вырезают и по-варварски вырывают из рамок произведения искусства, которым по несколько сотен лет. Потом возвращаются в комнату охраны, забирают кассеты с записями с камер видеонаблюдения и вырывают из принтера распечатку с информацией, переданной датчиками движения. Забирают награбленное, садятся в машину и уезжают.

Бостонское ограбление: закадка крупнейшей музейной кражи в истории Америки
Бостонское ограбление: закадка крупнейшей музейной кражи в истории Америки

Дело сделано

О том, что музей ограбили, в полицию сообщили только в 8 утра. Это сделали охранники, пришедшие на смену своим плененным коллегам. На уши подняли ФБР. Информация об ограблении разлетелась по всему миру, что совершенно неудивительно. 11 картин, общей стоимостью 500 миллионов долларов, бесследно исчезли. Вот полный список полотен, которые унесли грабители:

  • "Концерт" Яна Вермеера
  • 3 работы Рембрандта: "Леди и джентельмен в черном", автопортрет, "Христос во время шторма на море Галилейском"
  • "У Тортони" Эдуарда Мане
  • 5 картин Эдгара Дега: "Жокеи после взвешивания", "3 жокея верхом", "Кортеж в пригороде Флоренции", "Программа артистического вечера №1" и "Программа артистического вечера №2"

Помимо картин, грабители вынесли китайскую церемониальную чашу для вина 12 века и верхушку шелкового Наполеоновского знамени.

Бостонское ограбление: закадка крупнейшей музейной кражи в истории Америки
Бостонское ограбление: закадка крупнейшей музейной кражи в истории Америки

Кто это сделал?

Искусствоведы и правоохранители сразу начали спорить. Первые говорили, что работали дилетанты, иначе как объяснить, что из музея вынесли не самые ценные работы? Верхушка Наполеоновского знамени вообще дешевка. Красная цена этого орла – пара сотен долларов. Грабители схватили ее, видимо подумав, что это чистое золото.

Правоохранители, в свою очередь, утверждали, что работали профессионалы. Они практически не оставили зацепок. Копы проверяли отпечатки пальцев, следы обуви, брали на анализ ДНК волоса. Но все безрезультатно. Ведь понять, какие следы принадлежат грабителям, а какие – посетителям музея, это утопия.

Естественно, первым делом подозрение пало на охранников. Уж очень легко они впустили в музей грабителей, попутно нарушив с десяток служебных инструкций. У Рэнди Хэстенда, охранника, который в момент приезда грабителей был на обходе, алиби железное. Он вообще в ту ночь не должен был находиться на посту. Его буквально за полчаса до начала смены попросили подменить другого заболевшего напарника.

А вот Рика Эббота изрядно потаскали по допросам. Он даже несколько раз давал показания на детекторе лжи. Результат каждый раз одинаков: Эббот не врет, он ничего не знал про подготовку ограбления. Впрочем, официальных обвинений ему ни разу не предъявляли. Сейчас Рик Эббот работает в школе в штате Вермонт и пишет книгу. Как нетрудно догадаться, об ограблении музея Изабеллы Стюарт-Гарднер.

Мафия

У ФБР было несколько десятков версий, кто мог стоять за ограблением музея. Одна из основных вела к Бостонской мафии, без участия которой в 80 – 90-е годы в штате Массачусетс не происходило почти ни одного преступления. Группировка "Уинтер Хилл" состояла в основном из ирландских и итальянских эмигрантов. Занимались мафиози торговлей оружием, вымогательством, подпольным игорным бизнес и, конечно, ограблениями.

Во главе "Уинтер Хилл" в те времена стоял Джеймс Бланшер, более известный в городе под кличкой Вайти, полученную за белесый цвет волос. ФБР через своих информаторов довольно быстро вышло на Вайти и даже предложило сделку: его банда не возвращает, а помогает полиции найти украденные произведения искусства, и за это получает вознаграждение в размере 1 миллиона долларов.

Бостонское ограбление: закадка крупнейшей музейной кражи в истории Америки
Бостонское ограбление: закадка крупнейшей музейной кражи в истории Америки

Конечно, это крохи по сравнению с тем, сколько на черном рынке можно было получить за полотна Вермеера, Рембрандта, Дега и Мане. Зато это способ выйти сухими из воды.

"Уинтер Хилл" пошли на сделку с копами и принялись шерстить Массачусетс в поисках картин. Джеймс Бладжер сразу сказал полицейским: его банда к этому ограблению не имеет никакого отношения. Но поймать засранцев, осмелившихся провернуть такое на его территории, – дело чести.

Но либо "Уинтер Хилл" не слишком старались, либо грабители настолько умело замели следы, что за несколько десятков лет самой грозной банде города не удалось найти ничего. Остается, конечно, вариант, что картины украли именно они и специально ввязались в расследование, чтобы вывести копов на ложный след. Но так это или нет, мы вряд ли когда-то узнаем. Главарь "Уинтер Хилл" Джеймс Бладжер в 2018 году умер в тюрьме и многие тайны унес с собой на тот свет.

В расследованиях ФБР помимо "Уинтер Хилл" фигурирует еще одна группировка, так называемая банда Мерлино. Ее словарь, Кармело Мерлино, в 90-х годах неоднократно заявлял, что у него есть доступ к картинам из музея Изабеллы Стюарт-Гарднер. Но после неудачной попытки ограбления инкассаторской машины в 1999 году Мерлино упекли за решетку, где он скончался 6 годами позже, так ничего и не сказав.

Дело раскрыто?

А спустя 10 лет, в 2015 году, ФБР заявило о раскрытии преступления века. Как полагает большинство искусствоведов, правоохранители просто устали искать черную кошку в темной комнате, ведь они так и не назвали имена грабителей. Сослались на тайну следствия, да и вообще сказали: какая разница, как зовут грабителей? Ведь они уже мертвы, а где картины, они все равно не знают.

Единственное, что уточнили, – украли картины люди из банды Мерлино. У одного из подозреваемых была такая же машина, как та, что в ночь ограбления подъехала к музею.

Хотя формально дело об ограблении закрыто, где находятся украденные картины неизвестно до сих пор. В 1994 году директриса музея Энн Хоули получила письмо из Нью-Йорка. В нем аноним писал, что знает, где полотна, но, боясь, что его обвинят в преступлении, потребовал от полиции гарантии, что его не тронут, а также 1,618 миллиона долларов за содействие. За это он обещал не просто рассказать, где картины, но и помочь их вернуть.

Директриса музея показала письмо ФБР, посоветовалась с ними и ответила, что согласна на предложенные условия. Но аноним быстро изменил риторику. Написал, что ему не нравится, как активизировались федералы после его послания, и свернул переписку.

В 2005 году Хоули во всеуслышание обратилась к автору письма, чтобы он вышел на связь. Ответа не последовало.

Сейчас ФБР и полиция уже практически не занимаются поиском украденных картин, в отличие от частных сыщиков и детективов. Те время от времени получают от своих информаторов сведения, что полотна невредимы, и практически все в один голос твердят, что они находятся в Ирландии. Местные банды даже несколько раз объявляли, что готовы помочь вернуть картины в музей. Но как только в дело вмешивалась полиция, залегали на дно.

А как вы считаете, вернутся ли когда-нибудь 11 картин на свои законные места в музее Изабеллы Стюарт-Гарднер, или их рамки так и останутся навечно пустыми? Пишите в комментариях!