Найти тему
Нина Каншес

Вредные акции от "Магнита" и "Пятерочки". Кто превращает страну в огромную свалку

Оглавление
Внимание! Отметка "Партнерская публикация" здесь не потому, что эта статья - реклама. В связи с тем, что статья активно читается, я решила оставить внизу ссылку на петицию для тех, кто захочет ее поддержать. Для этого мне необходима данная отметка.

Я состою в нескольких экочатах, где мы с коллегами делимся информацией, обсуждаем законодательство, общаемся и поддерживаем друг друга.

Вчера в один из таких чатов пришло сообщение с просьбой поддержать петицию. У петиции интересное название: "Хотим добиться отказа от раздачи магазинами игрушек типа Скрепышей, Бравлов, Начивок и пр."

Источник - change.org
Источник - change.org

Сначала я вообще ничего не поняла.

Что? О чем речь?

Из описания петиции стало ясно, что речь об очередной маркетинговой кампании от ритейл-гигантов: получи на кассе модную игрушку абсолютно бесплатно за чек от определенной суммы.

Таким образом супермаркеты стимулировали покупки, а заодно гордо назвали акцию "программой лояльности". Ну то есть поощряют своих любимых покупателей новомодной штуковиной за то, что те покупают продукты выше, чем на 500 рублей.

Что ж, на первый взгляд кажется, что все безобидно, и нет повода для беспокойства. Ну а что — бизнес делает деньги, зарабатывая очки перед клиентами.

Я же пошла гуглить, кто такие Скрепыши и Бравлы, чем они популярны, и кому нужны.

Оказалось, что это маленькие игрушки в виде героев онлайн-игры и мультфильмов. Их "фишка" — это собирать коллекции и редкие экземпляры. А еще их можно скреплять между собой, делать браслеты, ободки, цеплять на рюкзак, шею, руку и тд, на что только хватит фантазии.

Вроде бы ничего особенного.

А зачем тогда создали петицию?

Если посмотреть на программу лояльности и на сами игрушки внимательнее, то можно увидеть следующее.

  • Во-первых, как и в любом массовом производстве, о качестве игрушек речи нет.
  • Они изготовлены из условно перерабатываемых или неперерабатываемых материалов, и в любом случае становятся мусором, потому что слишком мелки для переработки.
  • В-третьих, каждая игрушка упакована в пакетик, что, логично, тоже является одноразовым мусором.

Но это еще полбеды.

Настоящая проблема, из-за которой экоактивисты начали волноваться, — это разросшийся ажиотаж вокруг игрушек, а также подхваченная крупными ритейлерами акция по их бесплатной раздаче.

Все это вкупе сделало свое пагубное для природы дело: "Пятерочка" отчиталась, что в рамках программы их было выдано 114 млн. штук. Только вдумайтесь в цифру!

Источник: new-retail.ru
Источник: new-retail.ru

И пока владельцы супермаркетов празднуют победу и считают миллионную выручку, экоактивисты хватаются за голову и бьют тревогу.

Ясно, что популярность игрушек не будет вечной, и как только спадет ажиотаж, Бравлы и Скрепыши перестанут интересовать детей. Дальнейший исход предугадать не сложно — они будут валяться на дне коробок с игрушками, ну или на свалке.

Сама же петиция не призывает забанить игрушки и запретить их к продаже (кто хочет — покупайте). Она требует, чтобы ритейлеры прекратили устраивать акции с бесплатной раздачей мусора, а свои программы лояльности превратили в нечто более полезное (например, раздавали купоны на обучение, курсы и тому подобные штуки).

И тут я задумалась: а кто все-таки виноват, и кто в конечном итоге превращает страну в огромную свалку?

Потребитель или производитель? Государство или система в целом? Может, в основе всего лежит хитрый и расчетливый маркетинг? Или уже хватит искать виноватого, и причина в капитализме?

Раздумывая над этим вопросом, я поддержала петицию.

В ответ прилетело несколько сообщений не только от мам, осознающих проблему, но даже от сотрудника "Магнита".

Рассказываю.

1. Первыми откликнулись обеспокоенные мамы, которых волнует состояние окружающей среды, но которые просто не способны справиться с так называемым хайпом.

Мамы написали примерно так:

"Мы понимаем, что глобально игрушки бесполезны и губительны для окружающей среды, но ничего не можем поделать, если дети их требуют. Школьники ими обмениваются и собирают коллекции. И как объяснить, что это не экологично, без травмирования детской психики, мы не знаем".

У меня нет детей, но тут я понимаю мам.

Когда я была ребенком, то тоже собирала наклейки от покемонов. Мы выигрывали их друг у друга и хвастались перед одноклассниками толстыми стопками.

И если бы мама запретила мне иметь наклейки, или не стала покупать Тамагочи (который тоже был дико популярен в моем детстве), потому что это просто мусор (и да, это так), я бы как минимум обиделась и не поняла ее.

2. Затем мне написал друг, который работает в "Магните".

"Эта акция супер! Она принесла нам огромный трафик, а значит увеличила поток клиентов-покупателей. Для нашей сети это, определенно, успех".

На мою шутку, что "ваших маркетологов нужно уволить за вредные акции", он ответил — а при чем здесь маркетинг? Все дело в отсутствии культуры. Покупатели не задумываются, что это мусор, и берут их, потому что им нравятся игрушки или халява (нужное подчеркнуть). Мы просто даем то, что нравится людям. И это не наша вина, что вокруг игрушек такой ажиотаж.

"Ну вот", — подумала я, — "еще одно яркое подтверждение тому, что спрос порождает предложение. Не гонись люди за игрушками, производство в итоге бы сократилось".

И поделилась этими мыслями с другой мамочкой.

3. На что получила ответ: "Этот спрос создается искусственно. Игрушки активно пиарят блогеры на Ютуб каналах. Повсюду реклама, что это круто и модно, и показывают ее исключительно детям".

Такое сообщение прилетело в личные сообщения
Такое сообщение прилетело в личные сообщения

Я пошла на Ютуб, чтобы посмотреть, что же там рассказывают про Бравлов и Скрепышей.

Честно, мне стало плохо от количества видео, рекламы и того, КАК это преподносится. Весело пляшущие детки, которые изо всех сил стараются показать, какие они "крутые", а подобные рекламные ролики твердят об одном: будь на хайпе, собирай игрушки, и ты получишь много лайков, а еще будешь лучше и круче всех.

4. Ну и добавлю: подруга поделилась, что в их мамском чате некоторые мамы сами сходят с ума по этим игрушкам и с удовольствием их собирают.

Получился замкнутый круг.

Производитель удовлетворяет спрос, а бизнес делает деньги.

Потребитель не задумывается о проблеме, а берет то, что дается на халяву. Либо поддается всеобщему ажиотажу, формируя спрос.

При этом тот же бизнес активно продвигает модные игрушки, показывая рекламу детям, тем самым манипулируя их желаниями. И попробуй потом объяснить ребенку, почему эта игрушка обычный мусор.

Ну а государство тут как бы в сторонке. В бизнес не лезет, ну и слава Богу.

И вроде бы все довольны — деньги заработали, детки порадовались.

Правда о последствиях никто не думает.

Одна только "Пятерочка" раздала 114 миллионов таких игрушек. Прибавьте к ней "Магнит" и другие магазины с подобными акциями, и что получаем в итоге?

Так с какой стороны подходить к проблеме? Запрещать бизнесам и маркетологам навязывать спрос, а производителям производить мусор? Или просто повышать уровень экокультуры населения на государственном уровне.

А может, виновато государство, потому что до сих пор не придумало технологии для переработки неперерабатывамых предметов (уж простите за каламбур).

А вы что думаете по этому поводу?

Поддержать петицию можно по этой ссылке

#бравлы #скрепыши #одноразовый мусор #экоблог #осознанное потребление

Еще по теме:

Уже к 2026 году россияне рискуют жить прямо посреди свалок. Или почему на наш век может не хватить

Эта статья не только о сумке, но и об образовании и проблеме свалок

Как же мне хочется, чтобы люди перестали так делать