Во времена Советского Союза на официальном уровне не оспоримым был факт, что знамя Победы над Рейхстагом 1 мая 1945 года первыми водрузили сержант Егоров и сержант Кантария под командованием лейтенанта Береста. Однако во время перестройки и после распада СССР этот факт ставился под сомнения. Приводились аргументы, что ещё 30 апреля Рахимжан Кошкарбаев и Григорий Булатов успешно установили красный стяг в Рейхстаге. Позже появилось мнение, что красноармейцы Ковалёв и Горычев сделали это 28 апреля. Споры по этому поводу не утихают до сих пор, но некоторыми исследователями признаётся, что Кошкарбаев и Булатов установили знамя в коридоре Рейхстага, а Кантария и Егоров перенесли его на крышу здания. Так или иначе национальным героем было уготовано стать Кантарии. Но скончался Герой Советского Союза отнюдь не в геройских условиях.
На момент совершения подвига Мелитону Варламовичу Кантария было 24 года, по национальности грузин. На фронт попал в декабре 1941 года и прошёл всю войну в составе 756-го стрелкового полка 150-й дивизии. Спустя год после победы, 8 мая 1946 года Кантария получил звание Героя Советского Союза и был демобилизован.
Кантария вернулся в родной грузинский городок, вступил в партию и не любил рассказывать про войну, которая навсегда отпечаталась в его сознании со всеми ужасами с страхами, как в памяти сотен тысяч фронтовиков. Вскоре Мелитон вместе с семьёй переехал в Сухуми, Абхазской АССР. Его очень уважали на Родине, но некоторые люди распускали слухи, что его подвиг был инсценировкой и отнятый у других бойцов, на что Мелитон Варламович очень сильно обижался и повторял, что их отправили втроём и если двое погибнут, то будет третий, который выполнит приказ. В 1965 году он вместе с сержантом Егоровым проносил Знамя Победы на параде на Красной площади. Вскоре Кантария стал депутатом Верховного Совета Грузинской ССР.
Распад СССР в 1991 году Кантария воспринял болезненно и считал произошедшее худшим событием из всех возможных.
«Всё пошло прахом, за что я воевал. Я грузин, но моя страна — СССР. Сейчас кажется — мы отдельно будем жить лучше. Ничего подобного, помяни моё слово». - приписывают Мелитону Кантария
В 1992 году в Абхазии началась война между местным правительством, которое желало отделиться от Грузии и самим грузинским правительством. По итогам, де-факто Абхазия стала независимой.
Однако для Кантария это стало вторым большим разочарованием, он не мог понять, за что воюют два близких народа, которые до недавнего времени вместе мирно строили коммунизм. Кантария вместе с семьёй стал беженцем, оставив дом в Абхазии. Он прошёл Великую Отечественную войну, но абхазскую не смог. Его сыну удалось договориться с российским правительством о предоставлении статуса беженцев, а жильё для Героя Советского Союза удалось выбить благодаря ветеранскому комитету. Однако для семьи из 12 человек выделили небольшую комнатушку на окраине Москвы. Мелитон Кантария скончался 26 декабря 1993 года в поезде по пути в Москву.
Грузинские и российские СМИ практически не придали значение смерти выдающегося человека, сухо написав, что скончался Герой Советского Союза Мелитон Кантария. Когда его семья прибыла в Москву, чиновники развели руками и сказали, что жильё и льготы полагалось лишь главе семейства. Спустя некоторое время и нескольких жалоб им дали квартиру в глубинки России. На прощание с Кантарией не прибыл ни один представитель от власти как Грузии, так и России. В 1994 году, после окончания войны, Мелитон Варламович был перезахоронен в Джвари,
в городе, в котором он родился и работал до войны.