Многие уже столкнулись с непомерно выросшими ценами на новые автомобили, рост со слов дилеров связан с дефицитом новых автомобилей. Новую машину сложно уже взять чисто с салона, распространена практика заказов и длительного ожидания. Автодилеры в большинстве случаев диктуют свои условия при покупке подорожавшей машины, вынуждая брать "допы" по завышенным ценам. Ознакомимся со свежим взглядом ресурса Kelley Blue Book на данную ситуацию в последние месяцы.
В этом месяце у автодилеров действительно больше автомобилей, чем в прошлом месяце. В последний раз именно рост количественного предложения автомобилей был когда-то давно в феврале. Американские автодилеры закончили октябрь с 969 464 новыми автомобилями на складе, по данным компании Cox Automotive, в сентябре данная цифра составляла 885 773 единиц. Близок ли конец дефицита новых автомобилей?
Вскрывая карты сразу, можно определенно сказать, что, к сожалению, нет. Октябрьский показатель по-прежнему составляет всего 36% от того, что дилеры имели на складе год назад, и поставки в тот момент уже считались достаточно низкими. Если это и есть то самое долгожданное восстановление, то оно будет долгим.
Но эти цифры могут говорить и о том, что в конечном итоге будут хорошие новости для покупателей автомобилей.
«Более высокие запасы автомобилей свидетельствуют о том, что худший дефицит запасов, вызванный сокращением производства из-за глобального кризиса компьютерных чипов, может быть закончен или, по крайней мере, не ухудшиться», - отметил старший экономист Cox Automotive Чарли Чесбро.
Но «мы ожидаем, что цены останутся высокими до тех пор, пока "дыра" в запасах не будет заполнена, что может занять еще один год, чтобы вернуться к более нормальным уровням производства», - говорит Чесбро.
Дальнейшие потрясения в цепочках поставок могут помешать даже этому медленному восстановлению. Низкие запасы привели к большим суммам на ценниках, а фактические цены, которые люди платят за новые автомобили, на самом деле еще выше.
Средний прайс на новый автомобиль, продающийся в ноябре, составил 44 680 долларов США (на момент написания статьи это около 3 339 383,20 руб.), что само по себе является рекордным показателем. Но, поскольку почти каждый покупатель платит больше ввиду обстоятельств, то средняя цена сделки для нового автомобиля составила 46 036 долларов (около 3 440 730 руб.).
Низкие поставки означают, что дилерам не хватает оставшихся моделей, которые они обычно продают в это время года, надеясь освободить место для автомобилей нового модельного года. Скидки на новые автомобили находятся на 20-летнем минимуме, и дилеры уверены, что они могут найти покупателя практически на любой автомобиль с MSRP или выше (Manufacturer's Suggested Retail Price - рекомендованная производителем розничная цена).
Некоторые бренды имеют гораздо меньшие запасы, чем их конкуренты. Однако ситуация далеко не одинакова в каждом дилерском центре. Автомобильная промышленность обычно измеряет свои запасы новых автомобилей с помощью показателя, который они называют срок запасов - сколько времени потребовалось бы автопроизводителям, чтобы продать все новые автомобили в сегодняшних темпах продаж, если бы они полностью прекратили производство и не пополняли свои запасы.
Дилеры Honda и Kia закончили октябрь всего с 17-дневным запасом. Toyota и Subaru не отставали: 19 и 20 соответственно.
Но у дилеров Chrysler было 98 дней запасов на складе. Дилеров Alfa Romeo было 72, а у дилеров Ram 64.
Среди роскошных автопроизводителей Acura имела самое низкое предложение, всего 24 дня. У Infiniti было самое большое предложение - 51.
Всемирная нехватка микрочипов вынудила автопроизводителей замедлить или остановить производство многих автомобилей. Это подтолкнуло цены на автомобили к рекордным максимумам как на новые автомобили, так и на рынке поддержанных авто. Аналитики последовательно предсказывали, что проблема ослабнет в 2022 году. Но теперь крупный производитель чипов предупреждает, что это может продолжаться до 2023 года.
На сокращение отставания потребуется больше года. Японская Rohm Co. является одним из крупнейших поставщиков микрочипов для автомобильной промышленности. Его крупнейшими клиентами являются Toyota, Ford и Honda.
«Все наши производственные мощности работают на полную с сентября прошлого года, но заказы от клиентов слишком огромны», - сказал генеральный директор Rohm Исао Мацумото в интервью журналистам на прошлой неделе. «Я не думаю, что мы сможем выполнить все текущие заказы в следующем году».
Почему это произошло?!
Средний новый автомобиль содержит более 100 крошечных процессоров, контролирующих все, от синхронизации двигателя до настроек климата. Именно их не хватает благодаря сочетанию факторов.
Поставщики чипов закрыли свои собственные заводы в начале пандемии COVID-19, чтобы защитить здоровье своих работников. Как только они смогли возобновить производство, то столкнулись с замедлением экономического роста, вызванного пандемией,. Сказалось и то, что автопроизводители сократили свои заказы.
В период пандемии значительно вырос спрос на электронику. Это дало заводам по изготовлению чипов больше работы вне сегмента автомобильного рынка. Но когда недавно привитые покупатели рискнули снова купить автомобили и оживили спрос, то автопроизводители попытались заказать больше чипов. Но заводы по производству чипов уже были перегружены заказами и не смогли активизировать производство в полной мере.
Это привело к тому, что автопроизводителям пришлось даже временно закрывать заводы из-за отсутствия деталей.