Обилие коррупционных скандалов и разоблачений в современной России, которыми пестрят заголовки статей в интернете, указывает на наличие определённых проблем. Проблемы эти стояли перед обществом всегда, а вот отношение и реакция власти и общества к данным проблемам, можно увидеть на примере одной истории, которая взбудоражила Петербург во времена правления Николая I.
С чего всё началось?
Собравшаяся толпа знатных особ, в первых числах февраля 1853 года, в день похорон тайного советника и камергера Александра Политковского была ошарашена произошедшей сценой, которая позже всколыхнула весь Петербург. Прибывший на траурную процессию по приказу Николая I полицейский отряд, забрали все ордена покойного, а с него самого сняли камергерский мундир, и переодели в обычный фрак.
Далее они переложили гроб из шикарного катафалка, в простые сани, запряжённые двумя лошадьми, отвезли и захоронили на окраину города.
Чем же так разгневал императора, чиновник Политковский?
Сын сенатора, получивший великолепное образование, Александр Политковский поступил на службу в Министерство внутренних дел в 1821 году. Быстро продвигаясь по службе, он уже через семь лет становится управделами Главного Штаба, и был жалован званием камер юнкера.
Бодро шагая по карьерной лестнице, он получил чин тайного советника и звание камергера. Волею императора в 1839 году он становится директором Канцелярии инвалидного фонда. Не будучи обделённым вниманием Николая I, сидя чиновником на тыловой службе, на него сыпались награды высшего достоинства. Он был награждён орденами Святых Станислава, Анны и Владимира, медалями, прочими знаками отличия. Он пользовался большим уважением в высшем обществе, его дом всегда был открыт для друзей и знакомых.
И тут хочется задать уместный вопрос, а что ещё нужно человеку и о чём он может мечтать?
Страсть к роскоши.
Была у Политковского и другая сторона его жизни, он любил роскошь, любил сорить деньгами, мог проиграть кучу денег в карты. И был у него друг Савва Яковлев, владелец заводов и золотых приисков миллионер, гуляка и дебошир. В своих регулярных запоях он устраивал шумные балаганы, о которых потом знал и говорил весь Петербург. Не зная счёт деньгам, он тратил их и сорил, налево и направо. В этих кутежах принимал участие и Политковский.
Император был в курсе проделок Саввы, которые часто выходили за рамки дозволенного. Из гвардии он его исключил, а вот присутствие Политковского в его свите он объяснял, что камергер просто гуляет за счёт “этого жирного карася”, как он сам называл Саввушку. Ведь доход чиновника, пусть даже такого уровня, был не сопоставим с доходом Саввы.
Крах и разоблачение.
Но всё резко поменялось с уходом генерала Чернышева, которого отправили в отставку. Будучи на посту военного министра, он был другом и покровителем Александра Политковского, который всегда знал и был предупреждён о назначаемых проверках, которые проводились представителями этого министерства. Поэтому вопросов по отчётным документам бухгалтерии, у фонда инвалидов никогда не было.
И вот в конце 1852 года, к Политковскому внезапно нагрянули проверяющие. Изъяв часть документов, аудиторы требовали выдать им все бухгалтерские документы фонда. Он как мог, препятствовал и сражался, чтобы не допустить аудиторов к документам, для проведения полной ревизии. Однако после вмешательства председателя комитета о раненых генерала Ушакова, с приказом выдать документы для проведения дальнейшей проверки, в полном объёме, он сдался.
На работу, на следующий день он не пришёл, а посланный за ним дежурный офицер, вернувшись, сообщил, что Политковский скончался. По городу ходили упорные слухи, что причиной его смерти было самоубийство, придя с работы, он принял яд.
Результаты проверки.
Проведя проверку, аудиторы обнаружили недостачу на сумму в 1 200 000 рублей серебром. После доклада об этом императору, Николай пришёл в ярость, он приказал немедленно арестовать бухгалтеров Рыбкина, Тараканова и Путвинского, подчинённых Политовского.
После проведённого следствия, суд признал их виновными, хотя они все свою вину валили на своего начальника. Тем не менее, все они были лишены дворянского звания, своего имущества, орденов и знаков отличия. Тараканов и Путвинский были разжалованы в рядовые и отправлены в армию. Рыбкин был приговорён к гражданской казни и отправлен в Сибирь.
Николай I отдал распоряжение провести жесточайшие проверки по выявлению казнокрадства. Этот случай получил широкую огласку в обществе, о нём писали в газетах, в том числе и в герценовском ”Кололколе”.
Ведя непрерывные войны, из армии приходило огромное количество искалеченных после ранений солдат. Они уже не могли быть на службе, да и отправлять их домой было нельзя, так как работать и прокормить себя, они уже не могли. Для этого и были созданы комитеты раненых, а по сути “инвалидные дома”, и там они доживали свои последние дни.
Это был наиболее гуманный подход к людям ставшими инвалидами на войне. Там их кормили, обували и одевали, выдавали махорку. Они помогали и поддерживали друг друга, а вечерами вспоминали свои ратные подвиги, как били турок и брали Париж. Фонд заботился также о семьях и детях, погибших в боях солдат. Именно у этих людей Политковский украл деньги.
И видимо от осознания мерзости содеянного им преступления, брат вышеупомянутого Саввы Яковлева, после того как стал наследником всего его состояния, понимая и косвенную вину своего беспутного братца, внес всю украденную сумму в полном объёме, в фонд инвалидов. За что Николай I, был ему очень благодарен и пожаловал чин камергера.
Спасибо за прочтение статьи, если она вам понравилась то подписывайтесь и пишите свои мысли в комментариях, это поможет в продвижении канала.