Найти тему

«Эдельвейс» завял: убытки казанского ритейлера превысили полмиллиарда рублей

KazanFirst
KazanFirst

За четыре года чистый убыток торговой компании достиг 521,1 млн рублей. Эксперты считают, что старейшая региональная сеть не выдержала конкуренции с федеральными игроками.

По данным «Сбис», в 2017 году чистый убыток ритейлера составил 71,5 млн рублей, в 2018 он вырос до 172 млн, в 2019 году незначительно сократился до 142 млн рублей, в 2020 году «Эдельвейс» снова завершил год с убытком в 134 млн рублей. В 2021 году руководство сети приняло решение закрыть часть нерентабельных магазинов. Однако официально комментировать его в компании не стали.

История «Эдельвейса», основанного Айратом и Илшатом Хайруллиными, началась в 1994 году. Сегодня сеть насчитывает 57 супермаркетов в Казани. С июля 2020 года ритейлером руководит сын Айрата Хайруллина - Амир. В 2020 году доходы сети выросли на 12%, до 3,78 млрд рублей, расходы так же увеличились на 10%, до 3,92 млрд рублей. Последний раз торговая сеть завершила год с прибылью в 2016 году. Тогда она составила 17,8 млн рублей.

Первый заместитель председателя правления - директор Департамента развития и поддержки предпринимательства Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев отмечает, что у всех компаний есть определенный жизненный цикл и увядание «Эдельвейса» - естественный процесс. Рынок меняется и диктует свои условия. Небольшим сеткам труднее конкурировать - они менее гибкие, им сложно менять форматы.

Определенная монополизация в сфере продуктовых магазинов присутствует, и происходит такое не только в Татарстане, соглашается он. В Казани работают крупные игроки, но в то же время открываются новые бюджетные сети, например, магазины «Светофор» и «Находка».

- В тех же «Светофорах» и «Находках» просто расставляют коробки - они минимизируют свои затраты до последнего рубля. Да и упавшая покупательная способность очень сильно влияет, - замечает Николаев. - Если кто-то раньше мог пойти в соседний дом, какой бы там магазин ни был, то сейчас люди считают каждую копеечку и могут пройти лишний километр, чтобы купить продукцию подешевле.
KazanFirst
KazanFirst

За судьбу сотрудников, работавших в закрывшихся «Эдельвейсах», Николаев не беспокоится - рынок труда испытывает кадровый голод, поэтому многие работники смогут найти себе место в открывающихся точках.

- Развитие ритейла в Татарстане началось с железных коробок, в которых продавали сигареты и алкоголь, а затем уже появились магазинчики у дома, которые стали основой малого бизнеса. На остановках также ставили торговые точки, но в рамках благоустройства города все они были снесены, - вспоминает руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов.

Сейчас, по его словам, складывается такая ситуация, что региональные сети не могут конкурировать с федеральными, потому что последние развиваются быстрее в технологическом смысле и оказываются лучше в масштабировании.

По мнению экономиста, если региональную сеть не купят федералы, то помещения будут сдавать в аренду. Экономические показатели компании демонстрируют, что конкуренцию она составлять больше не может.

KazanFirst
KazanFirst

Ведущий специалист по коммерческой недвижимости АН «ФЛЭТ» Солмаз Расулова  рассказала, что в свое время модель работы «Эдельвейса» претерпела изменения: ритейлер стал арендовать площади для некоторых магазинов вместо покупки помещений, что до недавних пор позволяло держать их экономику на приемлемом уровне.

- Я считаю, владельцы сети оставят часть магазинов в своей собственности, чтобы реализовать все объемы своей продукции. Остальные помещения могут быть либо арендованы «Магнитом», «Пятерочкой» или набирающими популярность продуктовыми дискаунтерами, либо проданы, если владелец сочтет дальнейшее развитие этих точек экономически невыгодным, - считает эксперт.

- Розничный бизнес, как и любой другой, требует постоянного внимания и умения быстро реагировать на запросы потребителя, - говорит председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» депутат Госсовета РТ Альмир Михеев.

У «Эдельвейса», по его мнению, с этим не сложилось. Покупателю ведь абсолютно безразлично, кто владеет магазином, - местные или федералы, важны качество, ассортимент, цены и комфорт.

- Лично для меня сеть «Эдельвейс» закрылась много лет назад. Я в шутку называл их «магазином протухтов». А ведь когда-то их первый магазин на Бондаренко формировал новую потребительскую культуру и был эталоном, - резюмировал политик.