Найти тему

Техника обучения в групповом формате "Несколько голов вместе"

Источник pixaboy.com
Источник pixaboy.com

Cегодня на очереди третья техника группового обучения (или техника «обучения в сотрудничестве»), которые использовались 30 лет назад в исследованиях Kagan Structural Learning (мировой лидер по обучению педагогов групповым техникам), показавших бОльшую эффективность группового формата в сравнении с фронтальным. Подробно о том, почему в группах работать эффективнее и для мозга и для здоровой эмоциональной среды в классе писала тут.

Техника № 3 в оригинале называется «Numbered heads together» или «Несколько голов вместе».

Для чего используется?

— Рефлексия пройденного материала

— Развитие навыков критического мышления

— Развитие навыком креативного мышления

— Развитие коммуникативных навыков

— Развитие навыков кооперации

Для каких заданий подходит?

— Для заданий с несколькими вариантами ответов (решений), с вопросами на рассуждение, для заданий с единственно верным ответом также подходит. Этой техникой можно готовиться к тесту, контрольной.

Алгоритм:

1. Подготовьте вопрос (пример, задание), на который ученики должны ответить (который ученики должны выполнить), можно оформить в виде бланка, но это необязательно.

2. Разбейте учеников на группы, например, группы по 4. Раздайте в группах детям номера от 1 до 4, а также дайте номера самим группам.

3. Раздайте детям бланки, если они есть. Устно задавать вопросы тоже можно.

4. Произнесите вопрос (задание) или дайте детям инструкцию обсудить вопрос из бланка. При этом если дети уже знакомы с таким форматом работы, скажите им обсуждать ответ в формате «головы вместе». Инструкция может звучать так: «Сейчас я озвучу вопрос (или вы берёте первый вопрос из бланка), и вы обсудите его в формате «головы вместе». Если вы впервые даёте такой формат, то детям надо показать, что такое «головы вместе». Также вы сообщаете детям, что затем будете кидать кости (две разных цветов) и в зависимости от выпавших цифр можете спросить любого ребёнка из любой группы. Это стимулирует каждого ребёнка в группе если и не участвовать в обсуждении, то хотя бы активно слушать и вникать. Обсуждение идёт на время по таймеру.

5. После завершения времени по таймеру кидаете 2 кости разных цветов. Выпадает две цифры, например, 3 и 5. Вы говорите: «Слушаем ответ номера 5 из группы 3». Ученик отвечает. Остальные пальцем вверх или пальцем вниз показывают, согласны или нет, если вопрос имеет единственно верный ответ.

6. После каждого вопроса делайте рефлексию. Если ответ неверный, или мнения класса разошлись, останавливаетесь и объясняете. Если у вопроса могут быть разные ответы, то можно попросить всех подумать, какой ответ показался самым интересным.

Примеры вопросов по предметам:

Литература. Любые вопросы на обсуждение персонажей, мнения о тексте. Например, на чьей стороне ты?

Естественные науки. Любые вопросы как фактологические, так и на размышления, например, посмотрите на раскладку КБЖУ у человека, обсудите, как ему изменить рацион питания.

Математика. Можно дать примеры или задать вопрос, каким способом будем решать или спросить, что «дано» в задаче.

История. Любые вопросы как фактологические, так и на размышление, например, почему, по вашему мнению, Временное правительство не удержало власть?

Пример бланка:

Имя _____________________ Дата ________________________

Обсудите в группе ответы на вопросы (или решение задачи), напишите свои ответы

Вопрос 1_____________________________________________________________

Ответ________________________________________________________________

Вопрос 2_____________________________________________________________

Ответ________________________________________________________________

Вопрос 3_____________________________________________________________

Ответ________________________________________________________________

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал.

А еще присоединяйтесь к Телеграмм-каналу для осознанных педагогов "Учимся учить иначе", там мы делимся педагогическими приемами, находками и техниками.