Найти тему

Рекламный контракт с блогером

Сегодня уже никого не удивишь тем, что на блогинге можно хорошо зарабатывать за счет рекламодателей, а рекламодатели охотно пользуются услугами блогеров, если те действительно обладают целевой аудиторией и являются популярными инфлюенсерами.

Мне не раз приходилось разрабатывать рекламные контракты с блогерами; и не только для своего постоянного клиента, крупного рекламного агентства, но и для самих блогеров. Участились также споры, касающиеся таких отношений: блогеры зачастую – это молодые творческие люди, не слишком ответственные, не всегда вникающие в суть контрактов, да и рекламодатели бывают разные, не всегда воспринимающие всерьез труд блогера.

Чтобы избежать недопониманий и обеспечить исполнение договоренностей между блогером и рекламодателем, необходимо закреплять правоотношения правильным надежным договором.

-2

Договор с блогером можно квалифицировать как договор на оказание рекламных услуг (договор возмездного оказания услуг). Однако в нем также должны присутствовать элементы договора о распоряжении результатами интеллектуальной деятельности. Пост, например в Инстаграм, будет содержать фото или видео, а также текст; всё это – охраняемые результаты интеллектуальной деятельности. Принадлежность исключительного права на такие объекты и порядок их использования сторонами необходимо описать в договоре.

Как известно, любой договор будет считаться заключенным только если в нем сторонами достигнуто соглашение по существенным (обязательным) условиям такого договора (п.1. ст.432 ГК РФ). Наш договор с блогером – это смешанный договор, а значит в нем должны быть оговорены существенные условия, которые касаются и договора возмездного оказания услуг, и договора о распоряжении объектами авторских прав – лицензионного договора или договора об отчуждении исключительного права – в зависимости от договоренности сторон.

Согласно п.1. Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 сентября 1999г. №48, договор возмездного оказания услуг может считаться заключенным, если в нем перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить. Таким образом, в договоре необходимо определить, что именно обязуется сделать блогер. Также крайне желательно определить срок оказания услуг (срок выпуска поста, ролика и т.п.), срок нахождения поста в блоге.

Что касается существенных условий второй части договора, касающейся интеллектуальных прав, то для начала необходимо определиться с принадлежностью исключительного права на создаваемые объекты. Исключительное право на содержание поста (фото, видео, текст) может принадлежать как блогеру, так и рекламодателю.

Если правообладателем стороны определят рекламодателя, то в договоре следует зафиксировать отчуждение исключительного права рекламодателю и право блогера на использование этих объектов, чтобы они на законном основании были размещены в аккаунте блогера. Способы использования следует конкретизировать. Обязательным будет использование способом доведения до всеобщего сведения.

Если правообладателем останется блогер, то права рекламодателя по отношению к объектам также следует прописать, на случай если у рекламодателя появится потребность использования материалов поста вне аккаунта блогера.

-3

Рекламный контракт с блогером, еще, конечно, должен содержать такие важные моменты как порядок оплаты, заверения об обстоятельствах, ответственность за неисполнение обязательств (включая пени в случае просрочки рекламодателем оплаты), порядок расторжения и другие важные условия.

Объем такого документа может быть внушительным. Например, в этом году мы согласовывали договор между блогером и одним известным джинсовым брендом. Предмет договора состоял в публикации серии постов и нескольких сторис определенной тематики и в определенной заказчиком стилистике. Сроки тоже были важны, т.к. вытекали из плана рекламной кампании бренда. Цена договора – несколько миллионов рублей. В результате у нас получился очень подробный договор объемом 15 страниц и с несколькими приложениями.

И напоследок, конечно, хочется предостеречь и блогеров и рекламодателей от сотрудничества друг с другом без заключения письменного договора. Такие случаи тоже встречались в моей практике. Доказать наличие договора и согласование сторонами существенных условий, исходя, например, из электронной переписки – достаточно сложная задача и не всегда это удается. И это ведет к потере времени и денег. Согласовать рекламный контракт с блогером не так сложно, как кажется. Письменный договор ведь можно заключить и без бумаги. А правильно составить такой договор, конечно, должен помочь Ваш юрист.

© Андрей Макаров 2021г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.