Как Кузьма Петров-Водкин превращал простые предметы в художественный бренд? Чем хороши, и почему особенны его натюрморты?
Многие хорошо знают, есть такой художник - Кузьма Петров-Водкин. Хорошо знают и его «Купание красного коня», «Петроградскую Мадонну», «Богоматерь Умиление Злых Сердец». Однако, на фоне таких шедевров, порой меркнут произведения художника в менее популярных жанрах. Не все замечают, но Петров-Водкин был очень хорош и в искусстве натюрморта. И будет недостаточно сказать, что он просто перетащил туда всё лучшее из других своих жанров. Ведь художник ценил натюрморт и считал, что именно с него начинается становление художественного мира. Более того, Петров-Водкин серьёзно увлёкся этим жанром уже в зрелости, а значит, видел в нём нечто большее, чем подготовительные этюды. «Okay, Warhol» выбрал для вас 10 лучших натюрмортов знаменитого русского художника.
Что делает натюрморты Петрова-Водкина таким же брендом, как и остальные, более известные его полотна? Конечно же выбор и сочетание основных цветов. Палитру Петрова-Водкина можно узнать за считаные секунды – мастер неизменно пользовался сочетанием голубого, зелёного, красно-розового и охристого цветов, выбирая приглушенные или полупрозрачные оттенки. Часто можно встретить и другие цвета, однако, им уделяется мало внимания, и они, как правило, работают на вышеназванную палитру. Кроме легко узнаваемой цветовой схемы, Петрова-Водкина отличает постоянная тяга к экспериментам – например, художник постоянно слегка сдвигает резкий ракурс, пробуя его на разный лад, а в некоторых натюрмортах не сдерживает себя рамками жанра и вписывает в работу вполне живые объекты – животных или головы людей. Натюрморты Петрова-Водкина – это не только медитативные образы, и узнаваемый почерк художника, но и постоянный выход за пределы жанра и рамки формата. И каждый раз наблюдая эти произведения вживую, находишь в них для себя что-то новое, порой непередаваемое словами.
Почему же натюрморты Петрова-Водкина так хороши? Заглянем в биографию художника. Кузьма рано увлёкся русской иконописью – всё началось со знакомства с иконописцами в двенадцатилетнем возрасте, и уже вскоре юный художник пробовал повторять иконописную технику. Неудивительно, что в своих лучших работах он использовал то, что прочно уяснил еще в относительно раннем возрасте. Подобно тому, как иконописцы некогда «вытачивали» лики святых, Петров-Водкин живописно «точил» и «заострял» объекты на своих полотнах. Благодаря этому предметы в натюрмортах Петрова-Водкина всегда выразительны, материальны и строго размещены в пространстве. Тем удивительнее, ведь само пространство нестабильно и напоминает абстракцию. Этот приём рождает чувство диссонанса и наполняет полотна магией – вполне реальные предметы утопают в абстрактных фонах. Петров-Водкин любил использовать в натюрмортах до боли простые предметы – например, гранёный стакан, спичечный коробок, ложку, яблоко, письма или мятые бумаги. Художник испытывал необходимость в изображении таких предметов отчасти для обогащения контекста картины, сообщая нечто социальное (например, намекая на непростые времена), а отчасти для усиления контрастного эффекта реальных вещей, застрявших в этом космосе абстракции. Делая выбор в пользу простоты, Петров-Водкин начисто лишал свои натюрморты декоративности, но дарил им особый шарм, понятный практически каждому зрителю.