Вчера я, значит, про сенсорику. Про это я хоть немного знала до встречи с нашим педагогом. Ну как немного? Знала и много. И мы работали так или иначе над этим вопросом.
Но то, что я сейчас опишу, за гранью моего понимания.
И предупреждаю, то, как коряво и не научно я буду всё описывать, не значит, что это не важно. Важно.
И Вы сами это поймёте.
Извиняться за непонимание этого вопроса не буду. Как-то я его для себя понимаю.
И надеюсь, натолкну кого-то на то, чтобы хотя бы посмотреть в эту сторону.
Итак. Поехали.
---
Кто внимательно следит за последними заметками, помнит, что подкупила меня наша педагог в конце марта тем, что сразу после консультации спросила: - А Вы видели, как Гриша ходит?
А она увидела его походку только через экран смартфона.
Почему подкупила? Потому что, как я писала, к тому моменту я уже обчиталась книгами по нейропсихологии, устройству мозга (хорошо было бы хоть что-то понять) и знала, что способ двигаться рассказывает о ребёнке (и взрослом) очень много. Так много, что, как показала практика, родитель может ничего не говорить. А специалист (настоящий нейропсихолог), посмотрев на идущего по коридору человека, может рассказать о нём больше, чем сам родитель. Понимаете? Просто ИДУЩЕГО человека. Без тестирования, без контакта. Глядя на ИДУЩЕГО человека.
Да, конечно, потом лучше протестировать, ознакомиться со всеми анализами, МРТ и другими исследованиями. Чтобы уточнить свои предположения.
А главное, есть в этом мире чудо-специалисты, которые, поняв, в чём фундаментальная проблема (а она в мозге), умеют с ней работать.
---
Ну вот это всё знать, конечно, замечательно. А где найти такого светилу?
---
И вдруг логопед после консультации говорит: - А Вы видели, как ходит Гриша?
Ого, вот это было счастье.
---
Но это лирика.
А сейчас про ту самую ходьбу.
Все родители, имеющие не очень здоровых детей, так или иначе сталкиваются с другими такими же детками. В садике, реацентрах, ещё где-то. И вот, когда попадаешь в толпу аутичных детей, то, помимо своеобразных проявлений, которые бросаются и в глаза и в уши, сразу можно заметить, как своеобразно они, дети, двигаются.
Кто-то ходит, как робот, словно боится соприкоснуться с предметами. Вот реально, как робот. Поворачивается всем телом. Даже голову одну не может к тебе повернуть, словно шея у ребёнка монолитная. И смотрит ещё стеклянным взором (почти фильм ужасов).
Другие наоборот, двигаются так, словно у них переборщили со смазкой в суставах, подпрыгивают всем телом. И если бегут, очень своеобразно размахивают руками. Не "крылышки", нет. А так, словно у них руки существуют вне тела, мотляются сами по себе. И это не гиперактивные дети, нет. Это просто аутисты. Вот так двигаются.
Я видела всё это. И даже сейчас, в общественных местах, именно по движениям могу определить "нашего" собрата. Раньше я даже не задумывалась, почему я их вижу даже со спины. Даже объяснить не могла. А, оказывается, по движениям вижу. И не надо стимов. По разворотам, по движению рук, головы. Да даже по тому, как человек ноги переставляет, можно понять, что это "наш" товарищ.
И уверена, многие родители тоже имеют такую способность и так же, как и я, не понимают, на чём именно основана такая суперсила, определять "наших" в толпе.
---
И вот Гриша. Ходил он как робот. Очень осторожно и аккуратно. По своей воле никогда не бегал. Но если нужда возникала, мог и пробежать. Мог качать пресс, приседать под давлением невменяемой мамаши. Мог делать как-то зарядку. С жесточайшим сопротивлением. Но он же аутист, он вообще ничего не хочет. Зарядку в том числе. Он даже общаться со мной не хочет. Что там говорить о том, чтобы как-то напрячься.
И все, абсолютно все занятия, связанные с телом, вызвали наибольшее сопротивление.
Да, он был в общем понимании неуклюж. Мячи не ловил. И не хотел. В футбол он тоже играть не хотел. Не хотел даже на улицу ходить. Но благодаря АВА приёмам ходил.
И прогулки наши выглядели так. Я иду, позади плетётся Гриша. Медленно-медленно. Если я что-то начинаю рассказывать или пытаюсь завести диалог, Григорий говорил весной уже, что ты мне мешаешь. Ранее вполне мог устроить истерику. Так что я почти не разговаривала с ним на улице. А если Григорий хотел поговорить, он останавливался, говорил, слушал ответ на свой вопрос и шёл дальше.
К слову, заметила я это (что он останавливается для того, чтобы сказать), только когда на это указала педагог, которая не видела этого у Гриши, но почему-то знала, что это так. А это так и было.
И так мы "ползали" до самого дальнего магазина в городе, ибо только это заставляло Гришу выйти на улицу, и пройтись часок. Всем же известно, что надо дышать свежим воздухом? Ну вот мы и дышали, как могли.
Так же у Григория есть самокат. И на нём он отлично ездит. На велосипеде нет.
Так же до кучи присутствовало то, что он вполне на улице мог не узнать знакомого человека. Или узнать, но виду не подать. И соображал он на улице в десятки раз хуже. Что там соображал. Он говорить отказывался.
При этом, возвращаясь домой, Гриша вполне мог прыгать, как сам по себе, так и на батуте. Не сидел плюхой в кресле, нет, наоборот, постоянно двигался. Ходил, садился, опять ходил. Я даже начала подозревать его в гиперактивности. Но нет. Его активность и рядом не стояла с гиперактивными детками. Но то, что он не сидел на месте дольше пяти минут - факт. Мне как-то подруга рассказала, что её ребёнок может часами лежать на диване со смартфоном. И я вдруг, поняла, что Гриша вообще не лежит... Даже 10 минут. Он постоянно двигается.
А главное, дома он постоянно разговаривал, чего не делал на улице вообще, и просил других молчать.
---
Всё это я, конечно, видела. Но тут на сцену выходит то, против чего я так рьяно сейчас выступаю))) На сцену выходит фраза "ОН ЖЕ АУТИСТ!" Чего Вы хотите? Ну да, вот они такие, странные. Странно ходят, не любят общаться, не любят, когда их трогают, заставляют что-то делать. Они такие. Не хотят.
РРРРррррр!!!
При этом сама я давно уже таким объяснением не удовлетворялась. И себе как раз объясняла такое странное раздвоение тем, что на улице на Гришу обрушивается избыток сенсорной информации. И он с трудом через неё продирается. Обилие звуков, ощущений, запахов. А ему с ними и в четырёх стенах сложно. Что же с ним происходит на улице? Себе я представляла это так: - Человек попадает то ли на вокзал, то ли в здание биржи, где все орут. А Грише предлагают ещё и идти через всё это, и демонстрировать интеллект, и интерес, и разговаривать. И ещё радоваться желательно. Ага.
Было ли это так, я не знаю. Но как-то же надо было себе это объяснить. Я объясняла. И относилась к прогулкам, как к испытаниям... Уроки - испытание. Прогулка - испытание.
Жизнь - боль, ё-моё.
---
Но вот пришёл спаситель.
И буквально через месяц на прогулке, глядя на идущего (плетущегося) впереди Гришу я увидела что-то, чего не поняла. Достала смартфон. Сняла, как он идёт, и отправила педагогу с вопросом, что я вижу?
И получила ответ: - Вы видите синхронность.
ЧЕГО?
У Гриши начали синхронизироваться конечности (руки и ноги).
ЧЕГО?
Я сотни раз пересмотрела видео и поняла, да. Руки немного начали работать в унисон с ногами.
Походка "робот" - это походка без движения рук и торса. Человек идёт, а руки и торс у него зафиксированы, плечи не двигаются. Так ходят бодибилдеры, у которых руки теряют способность двигаться в плечевых суставах. Понаблюдайте, это оооочень странно выглядит. Человек идёт, а движутся только ноги. У обычно человека движется всё. Едва заметно, но движется.
У Гриши двигались только ноги...
Отступление: Чтобы было понятно. Педагог не читает мне лекций на тему мозга)) И на тему походки тоже не читала никаких лекций. Просто сказала, что у Гриши очень сильный тонус всех мышц, поэтому он так ходит, и его мы и будем снимать.
Снимать лёгкими поглаживаниями и колючими ковриками?
Да и в каком месте этот тонус у пухлого мальчика не понятно было?
Напоминаю, в этот период, это конец апреля, всё, что мы делали, это лёгкий массаж всего тела. Вот буквально только до головы добрались. И сенсорная интеграция, крупы, коврики. ВСЁ. Больше ничего не было.
Возвращаемся к рукам. В конце апреля, значит, я заметила, что начали двигаться руки. Совсем чуть чуть. Но не заметить это невозможно. Я не поняла, что вижу, но изменения не заметить было нельзя.
На видео так же был разворот. Я позвала Гришу, чтобы он посмотрел в камеру. И разворот тоже был не как у робота, ногами, а начался с торса.
И это тоже было удивительно.
---
Сразу после этого события мы получили рекомендацию подключить принудительные разговоры во время прогулки.
Тело Гриши начинает его слушаться. Он готов к тренировкам речедвигательного аппарат.
Ээээ. Чего?
А помните, Гриша не хотел говорить на прогулках и слышать никого тоже не хотел?
Привет. Он не мог этого делать. Не мог сосредоточиться на двух действиях сразу, на ходьбе и на речи.
АААААААААААААААААААА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Здесь рвущий на себе волосы смайлик.
То, что люди делают бессознательно, Григорию приходилось делать сознательно. И идти и говорить... Потому что и то и то давалось ему с неимоверным трудом. А совмещение двух действий было за гранью его возможностей. И мы видели ползущего молчаливого сосредоточенного робота. А если его тронуть в этот момент, то он запросто мог выдать истерику с падением на земь. Привет, психушка.
И опять на сцену выбегает "ОН ЖЕ АУТИСТ!!!!!!" Они такие, необычные. Примите их такими. Ну не нравится ему разговариваться с тобой, успокойся. Придёт время, понравится. Ага.
---
Но, как известно, всё своё время мы уже выждали и давно ничего не ждём, а пытаемся что-то делать со всем этим "он же аутист".
И вот начали разговаривать принудительно с Гришей во время ходьбы.
Предварительно перенесли прогулку на утро. До этого она была после уроков. А наиболее продуктивное время у Гриши - утро. Самое сложно мы на утро и запихиваем.
И вот этим самым сложным стала разговорчивая прогулка.
Начали с того, что я стала ходить вровень с Гришей, а не где-то позади или впереди. Вот ползёт человек черепашьим шагом, постоянно то замедляясь, то ускоряясь. И я с ним.
Кстати, обратите внимание, неспособность длительное время сохранять одну (пусть дальше небольшую) скорость - тоже проблема.
И вот она и была у Гриши. Почему я обычно или отставала и шла впереди? Потому что идти рядом с Гришей было сложно. Надо было постоянно менять скорость. А я шла размеренным очень медленным шагом. И в итоге Гриша меня догонял или я его догоняла, как бы он там не ползал с разной своей скоростью.
Итак. Начала, значит, ходить с Гришей, тренировала свой... не знаю, что это, переключатель скоростей. И продлилось это несколько недель. Когда он пытался остановиться, чтобы что-то сказать, я его незаметно продвигала вперёд, чтобы он своё нужное говорил в движении.
Кое как за несколько недель привык.
Далее я сама начала с ним заводить короткие беседы. Вот здесь было сложнее. Никаких сторонних тем (типа небо, солнце, листочки, машины, дома) обсуждать он не мог. Только свои интересы. А это цифры. Ну вот и играли мы в игры с цифрами. Минуты по две суммарно за прогулку.
Постепенно это время росло.
---
Плюс параллельно получили оооочень странное на первый взгляд задание: научить Гришу отдыхать.
А помним, Григорий практически не находился в покое. Всё время двигался, с короткими сидениями или лежаниями.
Задание простое: - Раз в день лежать по 5 минут с закрытыми глазами на диване.
Получили. Исполнили.
Начинали с одной минуты. С таймером. Гриша за эту минуту так напрягался, что было немножко страшновато...
---
И я вспомнила, как учила его засыпать. И кажется, в тех своих наблюдениях (есть заметки на эту тему), экспериментальным путём подобралась к пусть и половинчатому, но решению проблемы с телом.
Для тех, кто не читал заметки. Гриша до 10- лет засыпал часа по 3. Как бы он не был "угулян", заснуть он не мог. Как теперь понимаю, вырубался-отключался от усталость.
А летом 2019 года я предположила, что, если занять Гришу (лежащего) в кровати какими-то интеллектуальными делами (не сказки слушать, не лежать спокойно), а быть занятым головой, то это может дать расслабляющий эффект для тела и он будет именно засыпать, а не отключаться. Так и случилось. И это прям была победа. К 10-и годам Гриша раз и навсегда научился засыпать, как человек. Постепенно все интеллектуальные дела ушли в прошлое. Гриша научился вечером расслабляться и засыпать.
Всё это было сделано интуитивно, на основе наблюдений за Гришей.
---
И вот весна 2021 года и мы учим Гришу отдыхать...
Научили. Да так ловко, что он теперь сам громогласно заявляет: - Мне нужен отдых!
Идёт и лежит на диване. Без таймера. Столько, сколько нужно.
А до этого человек годами не умел расслабляться. Жил в максимальном напряжении, на пределе своих сил. И, когда ему предлагали что-то выше этих возможностей, а этим "выше" было всё, он слетал с катушек.
---
Итак. Походка "робот" (а точнее, тонус всего тела).
Что мы делали?
- С одной стороны - поглаживающий массаж,
- с другой - сенсорная стимуляция,
- с третье - тренировка речедвигательного аппарата,
- с четвёртой - отдых, сознательное расслабление.
Тут надо отдельно написать, что с мая подключились мячи, а с июня ещё и нейроупражнения, специально подобранные для Гриши.
К концу июля
- Гришина походка перестала быть прям сильно роботизированной, появилось синхронное движение рук, плеч, ног, он смог поворачивать части тела, а не всё тело сразу;
- Гриша начал играть в футбол по собственному желанию.
- Появилась способность поднимать вещи с пола (Не удивляйтесь, он вполне себе не мог поднять вещь с пола в наклоне, про сесть на корточки вообще молчу, он и сейчас этого не может. Как можно этого было не заметить? Легко. Он всё это может делать. И мог раньше. И на корточки сядет, если очень припереть к стенке. Но всё это выглядит так, словно он не хочет. А при ближайшем рассмотрении, он с огромным трудом это делает. Но не мог сообщить, что ему трудно и почему. И если, когда не было речи, просто орал на такие предложения, то теперь стал говорить, что не может. )
- Стал легко собираться на улицу. Я не случайно этот пункт тыкаю везде)) Потому что для меня это прям удивительно.
- Потому что он стал (ВНИМАНИЕ) радоваться на улице. Улыбаться, смеяться. До этого, помним - сосредоточенный робот.
- Гриша стал без умолку разговаривать на улице. И при ходьбе, и в прыжке, и как угодно.
- Стал сам периодически прыгать (подскок).
- И сам периодически начала бегать.
- Ну и научился отдыхать по своей воле и по просьбе, ложиться на диван, закрывать глаза и расслабляться. Не напрягаться, как струна, что было в начале и приводило меня в шок, а именно расслабляться.
Что-то, наверное, ещё можно добавить, но я не буду.
Потому что впереди главное.
На фоне этих изменение с телом что происходило? Правильно.
Перед нами проходили годы жизни. Это не преувеличение. Гриша за период апрель-июль 2021 года прожил половину своей жизни. И практически добрался до своего истинного психического возраста. За 4 месяца.
И напоминаю, первые три месяца это была только сенсорика (о которой я уже упоминал) и то, что я описала выше:
1. Разговоры во время ходьбы.
2. Научить расслабляться по просьбе.
ВСЁ!
Итак.
Как двигаются ваши дети?
Возможно, ответ на этот вопрос,
во-первых, вас удивит,
во-вторых, попытка сделать так, чтобы они двигались более анатомически верно, приведёт к тому, что многочисленные проблемы и пробелы в психике будут закрыты.
А кто-нибудь, особо впечатлительный начнёт кричать: ТАК ЭТО НЕ АУТИЗМ, раз всё прошло.
Ага. 10 лет был аутизм. А потом сплыл. Конечно)
Удачи вам, дорогие мои читатели.