Решение Банка Англии в четверг не повышать процентные ставки вызвало волнение на рынках облигаций, что привело к самым большим колебаниям доходности облигаций Великобритании за последние годы.
Банк заявил, что рассчитывает в ближайшее время повысить стоимость заимствований, опередив Федеральную резервную систему и другие крупные центральные банки в отмене стимулов для сдерживания инфляции.
Но в четверг банк устроил стрельбу, удивив инвесторов, которые убедились, что грядет рост. Доходность по годовым государственным облигациям, известным как gilts в Великобритании, снизилась почти вдвое в течение нескольких часов, снизившись на 0,22 процентного пункта, что стало самым большим ежедневным шагом со времен финансового кризиса 2009 года. Этот шаг также привел к снижению фунта на 1,4 % по отношению к доллару до 1,349 доллара, что стало самым большим однодневным падением более чем за год.
Снижение доходности отразилось и на других рынках государственных облигаций. Доходность двухлетних казначейских облигаций США снизилась на 0,07 процентного пункта до 0,41 %. Доходность немецких однолетних государственных облигаций упала на 0,08 процентного пункта до отрицательных 0,83 %, что стало самым большим однодневным падением с момента паники на рынке коронавируса в марте 2020 года, согласно FactSet.
“Они вышли сегодня, но они не действовали, и рынок облигаций движется агрессивно”, - сказал Бен Лорд, управляющий облигационным фондом в M&G Investments. Он указал на два набора публичных комментариев от правительства Банка Англии. Эндрю Бейли в последние недели убедил инвесторов, что переезд неизбежен.
Г-н Бейли и другие высокопоставленные должностные лица отказались от идеи, что они послали сигнал ожидать немедленных изменений в политике. Г-н Бейли сказал, что ему ясно, что необходимость ужесточения политики тесно связана с изменениями на рынке труда и инфляцией.
“Это было очень близко”, - сказал он на пресс-конференции. “Мы находимся в ситуации, когда звонки близки, они довольно трудны".
Удивление рынка отражает трудности, с которыми сталкиваются инвесторы, интерпретируя сигналы центральных банков о том, как быстро они намерены действовать против инфляции, которая ускоряется во всем мире благодаря сочетанию быстрого роста и узких мест в глобальной цепочке поставок.
Эти экономические перекрестные течения ставят центральные банки в сложное положение. Затягивайте слишком быстро, и они рискуют погасить восстановление. Но если они будут двигаться слишком медленно, инфляция может усилиться, сжимая домашние хозяйства и предприятия. Ставки для мировой экономики повышаются из-за риска дальнейших волн Covid-19, с неравномерным охватом вакцинацией и приближением зимы.
ФРС в среду замедлила темпы своей программы покупки активов и заявила, что рассчитывает завершить программу в июне. Европейский центральный банк был более осторожен, заявив, что не ожидает увеличения стоимости заимствований до 2023 года.
Некоторые более мелкие центральные банки уже начали ужесточать политику. Банк Канады на прошлой неделе объявил о преждевременном прекращении своей программы покупки облигаций, а Резервный банк Австралии на этой неделе отказался от попыток снизить долгосрочные процентные ставки. Центральные банки Норвегии и Новой Зеландии недавно повысили стоимость заимствований, а центральный банк Чехии в четверг повысил ключевую ставку до 2,75 % с 1,5%, что было намного больше, чем ожидалось.
Центральные банки в целом согласны с тем, что нынешний всплеск более высокой инфляции окажется мимолетным, и что рост цен будет ослабевать по мере устранения перегибов в цепочке поставок и сокращения стимулов, необходимых для поддержки экономики в условиях пандемии.
Банк Англии в основном придерживался этого сценария, хотя официальные лица выразили обеспокоенность тем, что период более высокой инфляции рискует повысить ожидания будущей инфляции, подпитывая дальнейшие циклы роста заработной платы и цен.