Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

Как приучить ребенка с особенностями развития самостоятельно выполнять часть заданий?

Да-да, ещё 2-2,5 года назад мне тоже подобная задача казалась чем-то на грани фантастики. Особенно, если это ребенок, как у меня - после сенсомоторной алалии (смог начать понимать речь и говорить только после специального обучения) и с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Однако сейчас я довольно успешно сбагриваю под ответственность сына почти любые невербальные и творческие задания. В этот момент могу смело заниматься своими делами или даже уходить из дома на несколько часов, не переживая, что он набедокурит.

Сразу скажу, что не претендую на универсальность своего опыта. Понятное дело, что дети бывают очень разные и что прокатило с моим ребенком не факт, что подойдёт другим. Но буду рада, если кому-то поможет эта информация или хотя бы подскажет, что можно сделать в своей ситуации.

Каких-то ноу-хау не будет. Если вы ждёте совета в духе "Надо всего лишь сделать это и завтра вы пойдёте гулять на полдня, а ребёнок сам что-то поделает", то можно закрывать статью. Весь секрет в нашем случае оказался в том, чтобы отодвинуть от себя соблазнительную мысль "он этого не может - у него СДВГ" и медленно, неуклонно склонять к самостоятельной деятельности.

Когда Лёве было 5 лет, я внезапно поняла, что мне совсем необязательно нависать над ним во время каких-то визуальных, знакомых ему, заданий, с которыми он нормально справлялся сам. Если я уходила, он конечно вскакивал и всё бросал, но если была рядом и просто занималась какими-то своими делами, он продолжал собирать пазлы/повторять задание от логопеда/раскрашивать и т.д.

И я стала это использовать: выдавала сыну 2-3 задания, не требующих особого контакта или обучения, и в этой же комнате гладила бельё, вытирала пыль, раскладывала вещи, готовила.

Если Лёва отвлекался (а это происходило очень часто), я мягко напоминала ему "Собирай", "Раскрашивай", "Сядь". Опытным путём выяснила, что именно так и надо говорить - коротко, без причитаний и самопожалеек в духе "Да сколько можно! Да сядь! Такой-сякой!". Рассусоливания мешают - только расстраивают ребёнка, что у него не получается и ещё сильнее срывают концентрацию. А короткие напоминания сказать недолго, несложно и конструктивно, даже если приходится это делать несколько десятков раз.

В ходе выполнения некоторых заданий я иногда подходила к сыну проконтролировать качество. Поначалу он всегда старался, а с середины могло быть уже не всё так радужно: начинал отвлекаться и халтурить. Откровенно низкое качество я всегда требовала (и требую) исправить.

"Требую", конечно, громкое слово. На самом деле я использую принцип бутерброда: сначала говорю, что он большой молодец - вот здесь хорошо сделал и вот здесь, а вот тут и тут не очень. Давай, мол, поправим, чтобы везде было красиво. Эта тактика срабатывает почти всегда потому, что горькая пилюля с критикой подслащена похвалой и Лёве проще с ней согласиться, чем если совсем никак не похвалить. Он возвращается к заданию и старается его доделать.

Даже по лицу видно, что шкодник :)
Даже по лицу видно, что шкодник :)

Эта нехитрая комбинация, - задания без моего участия, но с присмотром одним глазом + контроль качества, - заняла у нас около года. Но даже в таком формате мне уже было легче, а сын смог немного привыкнуть не вскакивать, продолжать работу и не халявить, даже если я отошла от стола.

Потом я стала пробовать ненадолго оставлять его одного: под тем или иным предлогом выходила из комнаты на 5-10 минут, а потом возвращалась. Затем стала уходить на 20-25 минут, но с парой быстрых проверок на предмет витания в облаках.

Если он занимался делом я или незаметно уходила, чтобы не сбить внимательность, или (если он меня видел) хвалила, что занимается делом и не отвлекается. Если баловался, то опять же, напоминала, что нужно вернуться к заданию, а не то он потратит время и у него не будет "плюшек" (у нас это игры на компьютере, мультики, вкусняшки, денежные наклейки).

Сейчас Лёва дорос до состояния, когда я могу фактически на добрую часть дня куда-то уйти и всё равно всё будет сделано. В этом случае у меня 2 тактики:

  • Даю 2-3 длинных задания (например, собрать какой-нибудь очень большой пазл + разрисовать замороченную картинку);
  • Даю 5-6 заданий покороче, но в таком случае составляю список, чтобы он ничего не забыл. Благо сын уже давно умеет читать.

+ перед уходом из дома всегда использую тактику проговаривания Мейхенбаума, о которой писала здесь:

"Голос внутри" - о том, почему некоторые дети постоянно отвлекаются и нуждаются в частом повторении инструкций
Всё об алалии, аутизме и ЗПР28 декабря 2020

Делаю это потому, что у детей с речевыми проблемами и СДВГ низкий уровень самоорганизации, а проговаривание позволяет записать хотя бы часть инструкций в долгосрочную память - в результате значительно выше шансы, что ребёнок не забудет ваши просьбы.

В качестве награды разрешаю сыну поиграть/посмотреть длинный мультик, когда всё будет сделано - это мотивирует его не тратить время, а оперативно работать.

Вот такой нехитрый способ и время себе освободить, и ребёнка полезным делом занять, приучая попутно к самостоятельности и планированию своей деятельности.

Навигация по каналу - мой небольшой вагон материалов по нарушениям развития и их преодолению.

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)