Из истории мы помним рассказ о том, как понтийский царь Митридат VI Евпатор, который очень боялся, что его отравят, регулярно принимал снадобье, состоящее из 65 ядовитых ингредиентов, чтобы сделать организм невосприимчивым к вредоносным зельям. И ему это удалось, однако в финале всё пошло совсем не так, как царю хотелось. Родной сын организовал против него заговор, и чтобы не сдаться врагам, которые его наверняка бы казнили, Митридат решает принять яд - как можно догадаться, совершенно безрезультатно. И ему ничего не остаётся, как приказать подчинённым небольно заколоть себя мечом.
Мораль вроде бы проста: если понемногу вводить в свой рацион всякую гадость, постепенно привыкаешь к ней и потом даже не морщишься. В ряде случаев это вполне себе работает. Например, эскимосы и чукчи, употребляют в пищу протухшую рыбу и мясо совершенно без последствий. А вот если европеец с непривычки наестся того же самого, в лучшем случае, его стошнит, в худшем - он просто умрёт от отравления продуктами распада и гниения. Хотя, опять же, если бы начал с малого, то, через некоторое время, ел бы гнильё, причмокивая.
Аналогичный сценарий можно наблюдать и у животных. Неслучайно же крысы и мыши, умудрившись выжить после употребления отравы, приобретают способность не реагировать на неё, что заставляет людей искать всё новые и новые способы борьбы с грызунами.
Но есть в биологии и обратные примеры...
В частности, немецкий врач, бактериолог, иммунолог, серолог, создатель противодифтерийной сыворотки Эмиль Адольф фон Беринг (15 марта 1854 - 31 марта 1917) исследовал последствия воздействия на подопытных животных различных биологических ядов. Оказалось, что если вводить им большие дозы дифтерийного или столбнячного токсина, то звери закономерно околевают. А если иммунизировать животных малыми дозами этих токсинов, то в крови появляется нечто, способное нейтрализовать или разрушить токсин и тем самым предотвратить заболевание.
И всё бы ничего, вот только если вводить им в кровь малые, совсем несмертельные дозы токсинов через равные промежутки времени, например, ежедневно, то животные всё равно умирают. То есть наблюдается куммулятивный эффект, при котором в организме накапливается яд, который затем и является причиной смерти. Причём даже если суммарная доза токсина не является разово летальной, всё равно, для организма она становится критичной. Это явление получило название ФЕНОМЕНА БЕРИНГА. Иными словами, методика Митридата тут явно не подходит.
Учитывая заслуги Беринга перед человечеством, в 1901 году ему была присуждена первая Нобелевская премия по физиологии и медицине с формулировкой «за работу по сывороточной терапии, главным образом за её применение при лечении дифтерии, что открыло новые пути в медицинской науке и дало в руки врачей победоносное оружие против болезни и смерти». А все прочие почётные звания и титулы, как то Кавалер ордена Почётного легиона, член тайного совета Пруссии, почётный гражданин Марбурга и так далее на этом фоне глубоко вторичны.
P.S. Говорят, что когда Максим Горький жил на острове Капри в 1909 - 1911 годы, он снимал виллу "Спинола", которая принадлежала Эмилю Адольфу фон Берингу. А название эта вилла получила в честь молодой супруги бактериолога Эльзы Спинолы (дочкой одного из директоров Берлинского госпиталя Шарите, где выхаживали Навального), ибо они здесь отдыхали в свой медовый месяц.