Найти тему
Марафон ОТЛичницы

Зачем в Петербурге трут ботинок немецкому медику и чем меня удивил Ломоносов

Оглавление

Какой памятник позволили сделать первой женщине-скульптору в России? Обидно ли, когда надгробие становится известнее самого человека? Почему Наталья Гончарова вышла замуж во второй раз? Ответы на эти и многие другие вопросы читайте в моей новой статье. Вас ждет завораживающая прогулка по... кладбищу. И увлекательные истории из жизни великих людей.

Больше всего меня вдохновляют ваши комментарии. После того, как одна читательница написала, что ей очень понравились мои экскурсии по Петербургу, я решила продолжить именно с этой темой.

Будет красиво и интересно. Фото из личного архива, май 2021
Будет красиво и интересно. Фото из личного архива, май 2021

Сегодня приглашаю вас на прогулку на... кладбище. Старейшее в Петербурге. Признаться, я всегда любила неспешно бродить по таким местам. Читать таблички, высчитывать возраст и представлять жизни тех, кого уже нет с нами. В этих черточках между датой рождения и датой смерти что-то происходило, кто-то радовался и грустил, влюблялся и разочаровывался, достигал высот, мечтал. После таких прогулок начинаешь ценить каждый миг.

Особое благоговение я испытываю, когда понимаю, что стою напротив могилы человека, который оставил после себя вечное наследие: романы, картины, симфонии, пьесы. Творил не одно столетие назад, а созданное живет и поныне.

Цветы на территории Александр-Невской лавры. Фото из личного архива, май 2021
Цветы на территории Александр-Невской лавры. Фото из личного архива, май 2021

Вот почему я с большим трепетом приняла приглашение своей подписчицы. Она позвала меня пройтись по некрополям Александро-Невской лавры. Это был наша первая встреча - в мае нынешнего года.

***

На территории Александро-Невской лавры я бывала неоднократно. Но никогда не заходила в некрополи. Объективной причины для этого нет - просто не задумывалась.

Я осталась под таким сильным впечатлением, что до сих пор вспоминаю как нечто необыкновенное. Предлагаю и вам свою прогулку. Все фотографии с нее были на моем аккаунте в Instagram. Однако на Дзене я решила больше внимания уделить текстовому наполнению. Отобрала 42 самых интересных фото из 100+ кадров. И расскажу подробнее о каждом.

Фонтан на территории некрополя. Фото из личного архива
Фонтан на территории некрополя. Фото из личного архива

Вот моя рука - пойдемте!

Хочу сразу сказать, что пишу преимущественно о личных впечатлениях. Привожу некоторые самые любопытные на мой взгляд факты. Потому что это - авторская работа, а не энциклопедический материал. Я и сама люблю читать статьи, в которых чувствуется авторский стиль и восприятие, а не просто сухие факты, доступные в Википедии.

Общая информация. Сколько стоит вход в некрополи

✅ На территории Александро-Невской лавры 2 некрополя:

  • Мастеров искусств
  • Некрополь XVIII века.

✅ Вход в оба - платный: по 150 рублей в каждый (актуально в 2021).

✅ Дополнительно можно взять экскурсию за 50 рублей. Но мы не стали только по той причине, что промежутки между экскурсиями - гигантские (по несколько часов).

Однако очень и очень рекомендую взять экскурсию, если у вас есть возможность ждать или подъехать ко времени начала. Ведь несмотря на то, что даже простая прогулка по некрополям очень увлекательна, все-таки на экскурсии вам расскажут гораздо больше. И вы точно ничего не пропустите.

✅ На входе даже без экскурсии вам дадут листовку, на которой отмечены наиболее важные захоронения. Все достаточно понятно.

Сколько времени выделить? Чтобы получилось не галопом по Европам, то планируйте не менее 1,5 часов на каждый некрополь. Соответственно, лучше их смотреть в 2 разных дня.

✅ Если вы любите фотографировать, то захватите powerbank. У меня телефон сел полностью уже на первом некрополе.

Некрополь мастеров искусств

Начнем прогулку именно с него. А вы напишите, пожалуйста, в комментариях, какой из некрополей понравился больше.

🔽🔽🔽

Некрополь мастеров искусств - относительно молодой. Он появился уже в советское время: в 1937 году. Однако находится на территории старинного Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры, основанного еще в 1823 году. Здесь были захоронены писатели, ученые, музыканты, художники, государственные деятели.

Название Тихвинского кладбища связано с построенной здесь церковью во имя чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери. Храм был уничтожен в советское время. Но в здании (которое полностью перестроили) сейчас размещается выставочный зал.

В выставочном зале. Фото из личного архива
В выставочном зале. Фото из личного архива

Небольшая ремарка: если вам нужен туалет, то он находится только в этом здании. Имейте в виду.

***

Печальный факт: после Октябрьской революции Тихвинское находилось без охраны. К чему это привело? Например, вот к этому:

Это - надгробие Анны Есиповой-Лешетицкой. Пианистки, музыкального педагога, профессора консерватории. Она с триумфом гастролировала в Европе и США. Среди учеников Анны был в том числе композитор Прокофьев. Пианистка скончалась в 1914 году. И на ее могиле появилась скульптура задумчивого ангела с крыльями и крестом.

Как видите, осталась от него только сама фигура. Почему? Потому что на этом кладбище творился сущий кошмар: мародерство и вандализм. К концу 20-х годов прошлого века оно выглядело как груды развалин. Вот что говорил об этом поэт Князев:

"Все усыпальницы разгромлены, раскрадены, разворованы. У намогильных фигур не хватает голов. Мрамор расщеблен. Иконы выломаны и унесены".

Чтобы остановить этот ужас, был сформирован музей: Некрополь мастеров искусств. Сюда перенесли еще более 60 захоронений и памятников с других кладбищ, которые подвергались такой же разрухе и воровству.

От Тихвинского кладбища сохранено и восстановлено менее 100 надгробий. Конечно, новый мемориальный парк не заменяет утрату богатого аристократического некрополя, который имел особый художественный облик. Кроме того, реконструкция велась в период "воинствующего атеизма", поэтому музей изготавливал надгробия без религиозной тематики вместо уже имевшихся.

Тем не менее, "Некрополь мастеров искусств" - очень ценный и интересный мемориальный парк, где можно неспешно побродить, отдавая дань памяти великим людям.

На территории лавры. Фото из личного архива, май 2021
На территории лавры. Фото из личного архива, май 2021

Сейчас на территории Некрополя 184 памятника (в другом месте нашла другое число - 216). Каждый из них достоин внимания. Ведь здесь представлены разные стили в архитектуре сооружений: готика, романское искусство, модерн, неоклассицизм, русский стиль и т.д.

Писатели

Начнем нашу экскурсию с Жуковского Василия Андреевича. Первый поэт-романтик. Талантливый автор баллад, романсов и песен. Он отличался добротой и стремился своими произведениями сделать жизнь России менее жестокой. Считается, что без Жуковского не было бы Пушкина.

Жуковский. Фото из личного архива, 2021
Жуковский. Фото из личного архива, 2021

Позади уже видно надгробие Достоевского Федора Михайловича. Признаться, подходила я к нему с особым трепетом. Мне просто не верилось, что могу стоять здесь. На том месте, где покоится прах одного из величайших писателей за всю историю человечества.

Как раз накануне я перечитывала "Преступление и наказание". Роман, от которого меня просто лихорадило: жгло глаза слезами, мысли заполняли всю голову. И вдруг я стою в непосредственной близости, где автор этого гениального по психологической глубине произведения нашел свой покой.

И заметьте, тут лежат живые цветы. Люди помнят.

А я вспомнила роман "Мемуары музы" Лары Вапняр. Именно там я впервые увидела другую сторону личной жизни Достоевского. Насколько это правда - судить не мне. Но там очень интересно показана линия любви писателя с Аполлинарией Сусловой, которая не стала его супругой, но оставалась музой, возлюбленной и прототипом многих женских образов.

А мы идем дальше. И подходим к надгробию Николая Михайловича Карамзина. Для меня он - не просто писатель и автор первого обобщающего труда по истории России. Карамзин - реформатор русского языка. Он ввел букву "ё" и слова, которые я так люблю использовать: "впечатление, влюбленность, влияние". Считается, что Карамзин первым заговорил на языке сердца, потому что до этого писатели писали на языке разума.

Надгробие Карамзина. Фото из личного архива
Надгробие Карамзина. Фото из личного архива

Идем дальше. И видим могилу Ивана Андреевича Крылова. В его биографии мне особенно нравится факт, что он отличался острым языком и считался самым язвительным журналистом в Петербурге. Эта особенность нашла свое отражение в его баснях. Ведь для такого сложного жанра на высоте должно быть и чувство юмора, и в какой-то мере скептицизм, и сатирическое мышление.

Иван Андреевич написал 236 басен, а их выражения стали крылатыми. В детстве я даже думала, что крылатыми они называются именно в честь Крылова.

Могила Крылова. Фото из личного архива
Могила Крылова. Фото из личного архива

Музыканты

Теперь предлагаю перейти к тем, кто услаждает слух. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Я окончила музыкальную школу, поэтому, конечно, имена композиторов для меня звучат в их произведениях. Из опер, симфоний, романсов и духовной музыки мне особенно помнится "Снегурочка" и "Садко".

Могила Римского-Корсакова. Фото из личного архива
Могила Римского-Корсакова. Фото из личного архива

Римский-Корсаков был одним из участников "Могучей кучки" - творческого содружества русских композиторов. Идейным вдохновителем этого талантливого сообщества был литератор Владимир Васильевич Стасов.

Надгробие Стасова. Фото из личного архива
Надгробие Стасова. Фото из личного архива

Меня очень впечатлила архитектура этого памятника. И, как позже выяснилось, не случайно. Потому что в создание шедевра вложили много сил разные деятели искусства. В частности, чтобы сделать надгробие, был проведен благотворительный концерт, в котором пел в том числе сам Шаляпин.

Стасов - поборник русского искусства. Мне нравится, что он поддерживал разнообразие и выступал против господства академического жанра.

В "Могучую кучку" входил и Александр Порфирьевич Бородин. Уверена, что каждый слышал песню "Улетай на крыльях ветра". А знаете, из какой это оперы? "Князь Игорь". И написал ее именно Бородин.

Надгробие Бородина. Фото из личного архива
Надгробие Бородина. Фото из личного архива

На мой взгляд, надгробие сделано просто невероятно художественно. Очень выделяется на фоне темных плит.

Участники "Могучей кучки" считали себя наследниками традиций Михаила Ивановича Глинки. А вот и его скромное надгробие.

Надгробие Глинки. Фото из личного архива
Надгробие Глинки. Фото из личного архива

К слову, Стасов считал, что Пушкин и Глинка создали новый русский язык: один - в поэзии, другой - в музыке. Я помню, как на сольфеджио выбрала для исполнения именно романс Глинки: "Не искушай". А так, конечно, композитор больше известен своими операми: "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"), "Руслан и Людмила", множеством симфонических и камерно-инструментальных сочинений.

И, конечно, я не могу не остановиться надолго возле этого надгробия. Петр Ильич Чайковский. Композитор, который для меня - самый талантливый за всю историю.

Надгробие Чайковского. Фото из личного архива
Надгробие Чайковского. Фото из личного архива

Как видите, и здесь можно увидеть живые цветы. Причем немало.

Когда я слушаю музыку Чайковского, то не могу поверить, что такую красоту вообще способен создать человек. Как?! Чего стоит адажио в "Щелкунчике" - как не покрыться мурашками с ног до головы. Я с детства включаю его снова и снова, и каждый раз хочется плакать от восторга. Это - просто апофеоз музыкальной силы и таланта.

Впрочем, и другие произведения Чайковского полны невероятной красоты. Все без исключения.

По музыкальной теме я предлагаю взглянуть еще в эту сторону. Очень интересный памятник композитору Александру Сергеевичу Даргомыжскому. Вы только посмотрите, как изящно обыгран его образ:

Памятник Даргомыжскому. Фото из личного архива
Памятник Даргомыжскому. Фото из личного архива

Даргомыжский создал новый жанр: народно-бытовую психологическую музыкальную драму. Его опера "Русалочка" открыла свежую эру в развитии русского музыкального искусства. И вот он: простой крестьянский мальчик-пастушок, играющий на свирели. Словно Лель в весеннем лесу.

А вот еще один памятник, мимо которого невозможно пройти. Федор Игнатьевич Стравинский. Солист Мариинского театра.

Памятник Стравинскому. Фото из личного архива
Памятник Стравинскому. Фото из личного архива

Полагаю, эта грациозная женщина символизирует музу. И я, конечно, подошла, чтобы прикоснуться к ее лире. Вдруг поможет?😉

И еще не могла не остановиться здесь. В моих глазах это было самое интересное скульптурно-архитектурное надгробие в мемориальном парке.

Памятник польской пианистке Марии Шимановской. Фото из личного архива
Памятник польской пианистке Марии Шимановской. Фото из личного архива

Меня очень заинтересовала биография виртуозной пианистки Марии Шимановской. Она вышла замуж за помещика. В браке родилось трое детей: двойняшки и дочка. Но муж не одобрял музыкальное творчество жены. В итоге супруги развелись, а Мария стала сочинять музыку для фортепиано. Позже начала давать концерты. В гастролях ее сопровождали все трое детей.

Удивительно, но Шимановская стала первой пианисткой, которая смогла исполнять свои сочинения по памяти, без нот.

Я не могла не пробежаться пальцами по импровизированным клавишам. Куда мне до такой пианистки... Но прикоснуться очень хотелось.

Очень интересно сделана надпись: в виде клавиш. Фото из личного архива
Очень интересно сделана надпись: в виде клавиш. Фото из личного архива

Художники

На этой красивой ноте мы переходим к усладе для глаз. К создателям живописных полотен. И как же меня удивил вот этот скромный крест на могиле Кустодиева Бориса Михайловича:

Могила Кустодиева. Фото из личного архива
Могила Кустодиева. Фото из личного архива

Какие у вас первые ассоциации с этим талантливым художником? У меня - "Купчиха за чаем". Картина, написанная Кустодиевым в 1918 году.

Картина Кустодиева "Купчиха за чаем", 1918 год. Фото из открытых источников
Картина Кустодиева "Купчиха за чаем", 1918 год. Фото из открытых источников

На мой взгляд, сложно передать более емко и красноречиво само понятие купечества. Разве тут нужны какие-то дополнительные слова?

И не могу пройти мимо надгробия Ивана Ивановича Шишкина. Великого художника-пейзажиста.

Надгробие Шишкина. Фото из личного архива
Надгробие Шишкина. Фото из личного архива

Конечно, в некрополе захоронены и другие художники. Но так статья получилась бы просто бесконечной. И я сделала акцент только на двух. Хотя фотографий у меня еще много.

Театр

После этих художественных мазков приземлимся в бархатные кресла партера, чтобы по достоинству оценить игру талантливых актеров. Вера Федоровна Комиссаржевская.

Надгробие Комиссаржевской. Фото из личного архива
Надгробие Комиссаржевской. Фото из личного архива

Я не могу назвать себя заядлой театралкой, но в театре Комиссаржевской была неоднократно, как большинство петербуржцев. Хочу сказать несколько слов об этой скульптуре. Работа Марии Диплон - первого профессионального скульптора-женщины в России. Когда в 1915 году Мария создала эту скульптуру, то все единогласно сказали, что Комиссаржевская получилась как живая. Мастерская скульптора стала буквально местом паломничества: все хотели посмотреть на гениальную работу.

Здесь должны прозвучать аплодисменты зрителей. 👏

И, минуя антракт, я приглашаю вас в следующий некрополь.

Хотя нет, еще хочу показать вот этот пронзительный портал из серого кованого гранита:

Надгробие Тарханова. Фото из личного архива.
Надгробие Тарханова. Фото из личного архива.

Иван Рамазович Тарханов (Тарханашвили) - князь, ученый-физиолог, профессор Медико-хирургической академии. Именно он обнаружил действие рентгеновских лучей на организм. В этом же месте похоронена и его супруга - художница Тарханова-Антокольская Елена Павловна. На мой взгляд, композиция создана очень проникновенно...

А мы плавно переходим в другой некрополь.

Некрополь XVIII века

Он тоже находится на территории Александро-Невской лавры. И создан на месте старейшего кладбища в Петербурге - Лазаревского. Основано в 1713 году после того, как умерла сестра Петра I - царевна Наталья.

Статус Лазаревского кладбища был настолько высок, что требовалось личное разрешение императора для захоронения. Неудивительно, что тут покоится почти весь царский двор, представители знаменитых родов (Шереметевы, Голицыны и др.), самые высокопоставленные жители Петербурга.

Меня, конечно, просто потрясли надгробия удивительной красоты. Эти великолепные скульптурно-архитектурные работы можно разглядывать на протяжении нескольких часов. Но мы к тому моменту уже настолько устали от интересной прогулки по "Некрополю мастеров искусств", что прошлись достаточно бегло. Однако я постаралась запечатлеть хотя бы самое-самое.

К счастью, Лазаревское кладбище охранялось после Октябрьской революции (в отличие от соседнего некрополя). Все-таки понимали историческую и культурную ценность такого места.

***

В первую очередь мы стали искать надгробие Ломоносова. Одного из величайших людей в истории человечества. Я была уверена, что память такого светила увековечена грандиозно. Поэтому мы ошибочно приняли вот это за могилу Михаила Васильевича:

Скульптурная группа. Фото из личного архива
Скульптурная группа. Фото из личного архива

Однако по факту это оказалось захоронение графа Завадовского - фаворита самой Екатерины II. Удивительным было для меня открытие, что портик создан и заказан супругой графа Завадовского. О времена, о нравы! Отчего ж не императрицей?

А вот и надгробие Михаила Васильевича Ломоносова. Я считаю его самой интересной личностью в истории нашего государства. Сейчас бы его могли назвать человеком-сканером, но и такое определение не передало бы в полной мере уникальность Ломоносова. Ученый-естествоиспытатель мирового значения (первый в России), художник, поэт, один из основателей современного русского языка, историк, реформатор и т.д.

Надгробие Ломоносова. Фото из личного архива
Надгробие Ломоносова. Фото из личного архива

Вы удивлены "размахом" надгробия для человека, который "обнял все отрасли просвещения" (по словам Пушкина)? Я - да. Так и стояла, опешив и разглядывая это скромное творение. И то нужно благодарить графа Воронцова, который был покровителем и другом величайшего ученого. И установил этот памятник.

Оправившись от изумления, мы отправились в Лазаревскую усыпальницу. Ее посещение входит в стоимость билета.

Зал усыпальницы. Фото из личного архива
Зал усыпальницы. Фото из личного архива

Мы старались ходить, не наступая на плиты. Я, конечно, сделала немало фотографий в зале. Но думаю, это вряд ли будет очень интересно для размещения в статье. Хотя мне, конечно, все было невероятно любопытно. В частности, вот говорят, что раньше не ценили факт рождения детей, потому что в семье их было много. Не соглашусь. В частности, в этой усыпальнице есть мемориальные плиты в честь младенцев, которые "утешали в течение 7 месяцев и .... дней".

Покажу только саркофаг князя Кочубея:

Лазаревская усыпальница. Фото из личного архива
Лазаревская усыпальница. Фото из личного архива

Территория некрополя дарит какое-то неуловимое ощущение, словно ты находишься где-нибудь в Италии. Может, потому что многие горельефы созданы европейскими скульпторами и по античным образцам? Например, вот эти.

Портик князя Белосельского-Белозерского. Фото из личного архива
Портик князя Белосельского-Белозерского. Фото из личного архива

Композицию для этого массивного портала разрабатывал архитектор Ж.Тома де Томон и скульптор Ж. Камберлен. А рядом - надгробие второй жены князя - Анны Белосельской-Белозерской. Горельеф ваял И.П. Витали:

Горельеф княгини Белосельской-Белозерской. Фото из личного архива
Горельеф княгини Белосельской-Белозерской. Фото из личного архива

Когда я ходила по этому некрополю, то думала, как же мы (петербуржцы) избалованы достопримечательностями! Одного такого памятника хватило бы, чтобы посчитать объект произведением искусства, достойным приехать и лицезреть прицельно именно его. А мы просто идем по аллее шедевров и уже нет сил останавливаться надолго перед каждым. На этот некрополь нужно выделять отдельный день. Однозначно. Только посмотрите:

Еще один портик (или горельеф? - поправьте меня, если ошибаюсь). Фото из личного архива
Еще один портик (или горельеф? - поправьте меня, если ошибаюсь). Фото из личного архива

Наше внимание сразу привлекла вот эта скульптура возлежащего воина.

Классическое надгробие. Фото из личного архива
Классическое надгробие. Фото из личного архива

Надгробие - в честь Иоганна Христиана фон Рейссига. Штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка. Так получилось, что по поводу этого надгробия даже появилась шутка:

" Обидно быть менее знаменитым, чем твой надгробный памятник".

Обыватели, не желающие глубоко вникать в искусство, по внешнему образу памятника быстро придумали легенду, которую в некоторых местах преподносят как истину. Мол, дело было так: офицер Рейссиг прилег отдохнуть и уснул. Крючки стоячего воротника расстегнуты, что запрещалось. И вдруг сквозь сон мужчина услышал шум, а когда открыл глаза, то увидел над собой императора - Николая I. Так и не встал, умерев от разрыва сердца.

Однако на самом деле это - всего лишь миф. А скульптура - дань западноевропейской моде. Такие надгробия с лежачими статуями появились в 13 веке и назывались гизантами (от французского "gesir" - покоиться). Правда, подобные композиции создавались сначала только для монархов, а уже затем - для духовенства, высокопоставленных чиновников, рыцарей и богатых женщин.

Вот эта информация показалась мне любопытной
Поза имела значение. Например, если у статуи ноги скрещены, то этот рыцарь был участником Крестового похода. Если у ног лежит собака, то рыцарь умер своей смертью, а если лев, то воин погиб в бою с победой для христиан.

И, возвращаясь к Рейссигу. Дело в том, что это надгробие уже типично для XIX в. в Западной Европе. У иностранцев, живущих в Петербурге, была возможность сохранять традиции своей культуры. И скульптура только подтверждает, с каким уважением относились ко всем жителям города.

Вообще в этом некрополе много совершенно удивительных надгробий, которые, я думаю, больше нигде не встретить. Например, это:

Одно из надгробий в некрополе. Фото из личного архива
Одно из надгробий в некрополе. Фото из личного архива

Вот когда особенно пожалеешь, что не дождались экскурсии. Ведь так интересно узнать предысторию решения. Нигде не нашла информацию. Возможно, кто-то из читателей знает? Почему именно дерево?

А мы тем временем видим вот такой необычный крест:

Некрополь. Фото из личного архива
Некрополь. Фото из личного архива

И, если прочитаем надпись, то узнаем, что здесь покоится младенец из рода Пушкиных. А совсем рядом увидим особенно примечательное надгробие:

Наталья Ланская. Фото из личного архива
Наталья Ланская. Фото из личного архива

Да, здесь похоронена Наталья Ланская (Гончарова) - супруга "нашего всё", Александра Сергеевича Пушкина. В свое время я даже хотела написать отдельную статью об этой красавице и тех мифах, которыми окутана была ее жизнь. Я читала и о том, как Наталью спас от нищеты второй брак. В результате которого она взяла фамилию мужа и стала Ланской.

После смерти Александра Сергеевича Наталья 7 лет носила траур. На вдову легло 140 тысяч долга казне, ростовщикам и друзьям. К счастью, император Николай I простил долг казне и даже распорядился оплатить остальные долги. Однако средств на жизнь с детьми вдове едва хватало. Легко сейчас рассуждать, когда у женщин есть возможность работать. Через какие лишения пришлось пройти Наталье с детьми - отдельная тема.

Второй брак дал Гончаровой возможность почувствовать себя защищенной, снять бремя с хрупких плеч. На которых не было не то что красивых нарядов, а даже шали, которой можно укутаться в холодные зимы без дров и свечей в доме.

Портрет Натальи Пушкиной-Ланской в 1844 году. Фото из открытых источников
Портрет Натальи Пушкиной-Ланской в 1844 году. Фото из открытых источников

Пожалуй, я все-таки напишу позже статью о вдове Пушкина. Хотите такую тему?

Я склоняю голову перед этой женщиной, которая родила и воспитала 7 детей. Выдержала все нападки и беспочвенные обвинения со стороны общественности, которой только дай повод... "Потому что нельзя быть на свете красивой такой" (с)

На могиле Натальи тоже очень часто можно обнаружить живые цветы, которые приносят посетители. Это о чем-то говорит.

А мы идем дальше. Осталось уже немного, ибо ноги почти не слушались. Однако сколько же еще выразительных объектов есть в некрополе:

Некрополь 18 века. Фото из личного архива
Некрополь 18 века. Фото из личного архива

Впечатляют и часовни. Например, вот эта монументальная в византийском стиле. Построена в 1900-х годах. Поразительно, но автор такого памятника даже не известен:

Часовня Ратькова-Рожнова. Фото из личного архива
Часовня Ратькова-Рожнова. Фото из личного архива

Часовня оформила фамильное место, где захоронены члены семьи Ратькова-Рожнова, общественного и государственного деятеля, одного из основателей журнала "Старые Годы".

Очень симпатично смотрится и вот эта "готическая капличка" из чугуна. Построена на месте, где похоронена дочь генерала Голенищева-Кутузова.

Капличка - небольшая часовенка у неправославных христиан. Фото из личного архива
Капличка - небольшая часовенка у неправославных христиан. Фото из личного архива

Привлекло мое внимание и вот это надгробие. Настолько живописно оно смотрелось майским днем. Здесь похоронен некий Чаплин Петр Григорьевич, потомственный почетный гражданин Петербурга.

Живописно. Фото из личного архива
Живописно. Фото из личного архива

А мы уже приближаемся к выходу. И именно здесь находится памятник с приметами. Люблю такие истории, потому что они еще больше повышают привлекательность нашего города.

Вот, казалось бы, мы (как уже просвещенные люди) видим классическое западноевропейское надгробие XIX века:

Магир Густав. Фото из личного архива
Магир Густав. Фото из личного архива

Фигура мужчины в сюртуке и шинели на гранитном постаменте. Знаете, чье это надгробие? Магира Густава Адольфа, уроженца Баварии, доктора медицины и хирургии.

Заметили отполированный до блеска ботинок? Да, неспроста. Считается, что если потереть ботинок или нос Густава, то это принесет удачу перед операцией. Как видите, многие верят в примету.

А сейчас просто покажу еще несколько выразительных надгробий:

Могила Кочубей Е.А. Фото из личного архива
Могила Кочубей Е.А. Фото из личного архива

Этот ангел - работа скульптора из Флоренции. Здесь захоронена дочь Аркадия Столыпина, жена Николая Кочубея - Екатерина Аркадьевна. Я привычно подсчитала возраст этой женщины: ее не стало в 28 лет. И меня поразили соседние даты: дочка Екатерины, Вера Николаевна, прожила всего год и умерла одновременно с матерью. Что с ними произошло?

С этими размышлениями перехожу дальше. И вижу композицию на могиле Турчанинова Алексея Федоровича, наследника уральского солепромышленника. Владельца горных заводов, благотворителя. Был возведен в дворянство за успешное сопротивление войску Пугачева. Плакальщица в этой скульптурной группе символизирует Добродетель, а мужчина с крыльями - Хроноса.

Памятник Турчанинову. Фото из личного архива
Памятник Турчанинову. Фото из личного архива

К слову, это надгробие считается одним из самых значительных произведений мемориальной скульптуры русского классицизма. А я останавливаю взгляд еще на нескольких композициях:

Некрополь 18 века. Фото из личного архива
Некрополь 18 века. Фото из личного архива

И бросаю прощальное внимание на зарисовку с влюбленными:

Некрополь 18 века. Фото из личного архива
Некрополь 18 века. Фото из личного архива

Конечно, очень многое осталось за кадром в фотогалерее моего телефона. Но, думаю, вам гораздо интереснее будет самим пройтись по этим некрополям. Я лишь хочу напоследок показать вот эту скульптуру, которая буквально заворожила:

Надгробие Куракиной. Фото из личного архива
Надгробие Куракиной. Фото из личного архива

Посмотрите, с каким драматизмом выполнена эта работа для Куракиной (урожденной Апраксиной). Памятник создан талантливым скульптором Мартосом. Вместо сложных композиций он решил выразить человеческую скорбь. По-моему, удалось ему в полной мере: мы видим полулежащую фигуру плачущей женщины, облокотившейся на медальон с портретом умершей. Внизу - двое сыновей, оплакивающих мать и поддерживающих друг друга.

***

На этом сильном акценте я завершу экскурсию по некрополям. И хочу спросить, какой из них понравился больше: Мастеров искусств или 18-го века?

Поделитесь впечатлениями в комментариях. Также буду благодарна за 👍 и подписку, ведь благодаря вашим действиям я вдохновляюсь вести этот блог. До новых встреч!

Также всегда рада видеть вас в своем самом творческом блоге в Instagram. Заходите, у меня душевно и весело!

Скриншот личной страницы в Instagram
Скриншот личной страницы в Instagram

И статьи по теме:

Самые лучшие места в Петербурге. Топ-5 от девочки из 80-х

Любимые места в Петербурге. Топ-10. Часть первая

Что интересного посмотреть в Лаппеэнранте? Нешопинг в Финляндии. 40+ фото