Одним из «отсутствующих» (или как минимум не упомянутым) в Небесном храме священным предметом, находившимся в свое время внутри рукотворной скинии Моисея, является золотой стол, который, как и золотой светильник-семисвечник (менора), располагался прямо перед завесой «Святое святых» и использовался священниками-левитами для возложения на него двенадцати особых хлебов, называемых «хлебами предложения».
Этот стол имел множество специальных принадлежностей (т.е. блюд, кадильниц, чаш и кружек), также изготовленных из золота (Исх.25:23-30, Исх.37:10-16, 3 Цар.7:48, 2 Пар.13:11), — а все действия, связанные с хлебами предложения, являлись неотъемлемой частью ритуального храмового священнодействия (Исх.25:30, Чис.4:7, 2 Пар.2:4, 2 Пар.13:10-11, Неем.10:32-33).
(Каждую субботу возложенные ранее на золотой стол хлебы предложения заменялись на свежие, — а хлеба, которые снимались со стола, считались священными и уже не выносились за пределы храма. Священники по чину Аарона съедали их прямо «на святом месте», сравн. – Лк.6:3-4, то есть поступали так, как будто эти хлеба за неделю пребывания в скинии соделались хлебом небесным)
При этом одним из самых знаменательных чудес, которые сотворил Спаситель среди Израиля, является чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами (Мф.14:17–20, Мк.6:38-44, Лк.9:13-17), а затем четырех тысяч человек семью хлебами (Мф.15:34-38, Мк.8:5-9). Причем перед совершением этого чуда Господь предложил Своим ученикам самим накормить весь собравшийся народ («…вы дайте им есть…», Мф.14:16, Мк.6:37, Лк.9:13), — однако у них в первом случае оказалось только пять хлебов, а во втором только семь, так что напитать этим хлебом все множество народа было попросту немыслимо (здесь очень важно, что общее число умноженных Спасителем хлебов соответствовало числу священных хлебов предложения, которые люди «предлагали Господу» в ветхозаветные времена).
Знаменательным является и то обстоятельство, что после насыщения народа чудесными «умноженными» хлебами оставшихся кусков было собрано двенадцать полных коробов (Мф.14:20 и т.д.), — то есть столько, сколько «маленьких» хлебов предложения пребывало на золотом столе в рукотворной скинии.
Другими словами, чудо умножения хлебов имеет иносказательный смысл, и свидетельствует о том, что во времена Нового Завета Господь Сам посылает народу «хлеб насущный», и вверяет его Своим ученикам, — а ученики призваны раздавать этот чудесный хлеб не только священству по чину Аарона, но всему множеству народа, приходящему слушать Спасителя, сравн.:
Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей (Мф.14:15-20)
(Здесь можно заметить, что при вкушении дарованного Спасителем чудесного хлеба народу нужно было «возлечь», как на трапезе, — а остатки этой трапезы были собраны до самого последнего кусочка, то есть так, как будто это были священные хлеба предложения рукотворной скинии.
Причем при этой трапезе никто не испытал недостатка, — а ученикам Спасителя хлеб остался в избытке)
Кроме того, новозаветное умножение хлебов указывает на предначертательные смыслы чуда умножения хлебных начатков, которое сотворил ветхозаветный пророк Елисей (4 Цар.4:42-44), — а приближающаяся Пасха (Ин.6:1-13), «пустынная местность» и последовавший за этими событиями переход Спасителем «аки посуху» Галилейского моря (Мф.14:22–27, Мк.6:45-50, Ин.6:16-20, сравн. – Евр.11:29) связывают чудо-знамение Спасителя не только с «хлебами предложения» рукотворной скинии, но и с «манной небесной», которая питала народ Израиля во времена перехода пустыни.
Но самая масштабная панорама образов и свидетельств, связанных с ветхозаветными и новозаветными «хлебами предложения», представлена в Евангелии от Иоанна в так называемой «Беседе о хлебе жизни»:
Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог… Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин.6:27-35)
(Сравн. – «Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их», Откр.7:16-17)
Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин.6:48-51)
(Сравн. – «Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну…», Откр.2:17)
Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек (Ин.6:55-58)
Причем в свете единого образного смысла чуда насыщения хлебами (Ин.6:1-13), «пешего перехода моря» (Ин.6:18-25) и «Беседы о хлебе жизни» (Ин.6:27-33 и далее) даже «Отче наш», главная молитва христианства, возносится над своей буквой и предстает мольбой «переходящих пустыню» (ведь именно при переходе пустыни Господь Сам ежедневно подавал народу хлеб насущный на каждый день, Исх.16:15-19, Пс.77:23-25), сравн.:
Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день (Мф.6:9-11)
Более того, в совокупности евангельских смыслов образ «двенадцати хлебов предложения» возрастает до новозаветного Таинства Евхаристии, которое является важнейшим священнодействием Церкви Христовой и совершается непосредственно у Небесного престола (сравн. – Мф.26:26, Мк.14:22, Лк.22:19, Откр.2:17, Откр.5:6), в результате чего Господь возвращается к Своим чадам не только Пасхальным Агнцем, но и Хлебом Жизни, дарованным новому священству на все то время, которое потребуется христианам для перехода духовной пустыни ветхого мира:
Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? (1 Кор.16-18)
А в контексте новозаветных свидетельств о «чудесном небесном хлебе» Образ Спасителя узнается и в священном сосуде с Божественной манной, который пребывал в Святое святых скинии Моисея рядом с ковчегом завета (указующим на Совершенный Завет во Христе) и расцветшим жезлом Аарона (указующим на Спасителя как на Древо Жизни, сравн. – Исх.16:33, Евр.9:3-4, Откр.2:7), что прямо свидетельствует о Господе и Спасителе как о живом и совершенном воплощении каждой из величайших святынь Ветхого Завета.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Пророческие смыслы деревянного жертвенника Иезекииля
Предыдущая статья: «Два пророка» Апокалипсиса и светильник из двух маслин в книге Захарии
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #золотой стол для хлебов предложения в скинии Моисея #двенадцать хлебов предложения и чудо умножения хлебов при Галилейском море