Найти в Дзене

Пророческие смыслы деревянного жертвенника Иезекииля

. Одним из важнейших мессианских свидетельств книги пророка Иезекииля, где, как уже неоднократно отмечалось ранее, в символах и образах явленного пророку грядущего храма обозначены самые сокровенные новозаветные смыслы, выступает особый «безрогий» жертвенник, который называется не золотым или медным, но деревянным, а размер этого во всех смыслах особенного жертвенника составляет «три локтя вышины и в два локтя длины» (Иез.41:22). . (Здесь можно пояснить, что медный жертвенник рукотворной скинии был значительно большего размера, и располагался не внутри скинии, а на внутреннем дворе, — а золотой жертвенник, стоящий внутри скинии, имел один локоть в длину и ширину и два локтя в высоту, Исх.30:1-3, Исх.37:25-26, так что деревянный жертвенник из книги Иезекииля, пребывающий внутри храма, не соответствует «стандартным» жертвенникам ветхозаветной скинии. При этом золотой стол для хлебов предложения, который находился внутри скинии, имел размер один на два локтя, — и, как и деревянный
Оглавление

.

Одним из важнейших мессианских свидетельств книги пророка Иезекииля, где, как уже неоднократно отмечалось ранее, в символах и образах явленного пророку грядущего храма обозначены самые сокровенные новозаветные смыслы, выступает особый «безрогий» жертвенник, который называется не золотым или медным, но деревянным, а размер этого во всех смыслах особенного жертвенника составляет «три локтя вышины и в два локтя длины» (Иез.41:22).

Стол для проскомидии (Святая трапеза, называемый также Жертвенник и Престол) в алтаре православного храма
Стол для проскомидии (Святая трапеза, называемый также Жертвенник и Престол) в алтаре православного храма

.

(Здесь можно пояснить, что медный жертвенник рукотворной скинии был значительно большего размера, и располагался не внутри скинии, а на внутреннем дворе, — а золотой жертвенник, стоящий внутри скинии, имел один локоть в длину и ширину и два локтя в высоту, Исх.30:1-3, Исх.37:25-26, так что деревянный жертвенник из книги Иезекииля, пребывающий внутри храма, не соответствует «стандартным» жертвенникам ветхозаветной скинии.

При этом золотой стол для хлебов предложения, который находился внутри скинии, имел размер один на два локтя, — и, как и деревянный жертвенник Иезекииля, не имел рогов, Исх.25:23-24, Исх.37:10-11)

Но самое главное, — загадочный деревянный жертвенник из книги Иезекииля называется «трапезой пред Господом», поэтому ветхозаветным прообразом такой «трапезы» может выступать только золотой стол для хлебов предложения, которые после пребывания на этом столе съедались священниками «на святом месте», что в точности соответствует свидетельству пророка Иезекииля, сравн.:

Жертвенник был деревянный в три локтя вышины и в два локтя длины; и углы его, и подножие его, и стенки его - из дерева. И сказал он мне: "это трапеза, которая пред Господом" (Иез.41:22)

.

Кроме того, поскольку в число жертвоприношений, которые должны были возлагаться на медный жертвенник всесожжения, входило «приношение… хлебное», в некотором смысле соответствующее хлебам предложения и связанное «солью завета» (Лев.2:13), — именно жертвенник всесожжения выглядит тем атрибутом ветхозаветного храма, от подобия которому Иезекииль именует предмет своего видения не «столом», а «жертвенником».

(Так как золотой жертвенник каждения стоял внутри рукотворной скинии, он в этом смысле больше похож на деревянный жертвенник из видения Иезекииля, — однако согласно ветхозаветным храмовым уставам на золотой жертвенник не возлагалось ничего кроме чистого фимиама, так что «трапеза пред Господом», пребывающая на жертвеннике каждения, вступила бы в противоречие с установлениями Моисея, Исх.30:9)

Более того, можно заметить, что деревянный храмовый жертвенник во всех смыслах подобен Кресту Господнему, на котором совершилась Величайшая и Совершенная (т.е. в том числе и «полная по смыслу») Новозаветная Жертва, даровавшая христианам всех времен истинный и неиссякаемый Небесный Хлеб Жизни (Ин.6:27-58, 1 Кор.10:16-18 и т.д.).

При этом сразу же после описания особого деревянного жертвенника пророк Иезекииль свидетельствует о том, что явленный ему храм наполняется славой Господней (Иез.43:1-7), — а все дальнейшие события в точности соответствуют тем глобальным духовным переменам, которые потрясли мироздание по Воскресении Спасителя.

Так, например, в следующих главах Иезекииль описывает еще один жертвенник, который прямо именуется «жертвенником для всесожжений» (Иез.43:16-18), однако имеет размер 12 на 12 локтей (т.е. меньше, чем в храме Соломона, где этот размер был 20 на 20 локтей) при высоте в 10 локтей (как в храме Соломона, но в три яруса, 2+4+4 локтя, Иез.43:14-15), — и тут же свидетельствует о том, что священнодействовать у этого жертвенника будут только левиты «из племени Садока» (первосвященника при Давиде и Соломоне), которые не отступили от Господа и не предавали своего предыдущего служения (Иез.43:18-19, Иез.44:15). При этом все прочие левиты как согрешившие идолопоклонством смогут быть только «стражами», а к храмовому священнодействию допущены не будут (Иез.44:12-13, сравн. с образом избрания левитов в Исх.32).

Кроме того, грядущий жертвенник всесожжения, служение при котором примут «новые левиты», имеет ступени, — а это обстоятельство с учетом ветхозаветного запрета на восхождение к жертвеннику всесожжения по ступеням (Исх.20:26) свидетельствует о том, что на жертвенник всесожжения пророческого храма Иезекииля не восходят своими ногами, но «возносятся от Востока» (Иез.43:17, Лк.1:76-79, сравн. – «Ибо я уже становлюсь жертвою…», 2 Тим.4:6).

А поскольку для очищения этого жертвенника (когда он будет готов) в жертву за грех должен быть принесен телец, и в течении семи дней «из козьего стада козел без порока» (Иез.43:19-22), а в жертву всесожжения — телец и овен (которые приносятся с солью, как будто являются хлебным приношением, Иез.43:23-24), — получается, что очищение и освящение нового жертвенника всесожжения происходит в те же семь дней и по тем же принципам, в соответствии с которыми совершалось поставление на священство первосвященнической череды сынов Аарона (Иез.43:25-27, сравн. – Исх.29:35-37, Лев.8:33-35).

Другими словами, после видения особого деревянного жертвенника, который называется «трапезой пред Господом», продолжает смыслы стола для хлебов предложения рукотворной скинии и предвозвещает новозаветную Жертву Спасителя, перед очами пророка Иезекииля разворачивается панорама глобальной перемены священства (сравн. – Лев.8 – Лев.9; Иез.44:15-16), после чего при новом жертвеннике нового храма начинается священнодействие Нового Совершенного Завета, сравн.:

По окончании же сих дней, в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог (Иез.43:27)

.

Более того, ап. Павел в Послании к Евреям (которые в то время лучше других понимали все нюансы храмового служения, а, значит, были в шаге от прочтения ветхозаветных «храмовых» образов в новозаветном смысле) прямо и недвусмысленно свидетельствует о том, что перемена священства уже произошла (Евр.7), и что после утверждения Нового Завета священнодействие при Небесной скинии совершают не плотские сыны Аарона, но те, кто причислен к роду Небесного Первосвященника (1 Пет.2:9) и помазан на такое служение Кровью Спасителя и Св. Духом (сравн. – Лев.8:30, Евр.9:13-14, Зах.4:14, 1 Ин.2:27).

И в этом же послании отмечается, что первообразом для всех жертв, которые приносились левитами при ритуальном очищении рукотворной скинии, следует считать новозаветную Совершенную Жертву Небесного Первосвященника:

Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.(Евр.9:11-15)

.

Таким образом, нет сомнений, что новозаветная духовная реальность Небесной скинии есть прямое исполнение храмовых образов из видения Иезекииля, — а книга Откровение Иоанна Богослова не просто свидетельствует о существовании этой новой духовной реальности, но придает ветхозаветным храмовым образам смысловую и пророческую полноту.

(К подобным «итоговым» свидетельствам относятся и явленные тайнозрителю истинные святыни, т.е. Престол Божий, золотой светильник-семисвечник, оба небесных жертвенника и т.д.

А поскольку ни золотой стол, ни двенадцать хлебов предложения в книге Откровение не упоминаются, а Чудесный Агнец возносится прямо к Небесному престолу, Откр.5:6, — это обстоятельство свидетельствует не только о различиях между ветхозаветным и новозаветным священнодействием, но и об истинном предназначении особого деревянного жертвенника, явленного во времена Ветхого Завета пророку Иезекиилю)

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Медное море рукотворной скинии и кристальное море Небесного храма

Предыдущая статья: Стол для хлебов предложения в скинии Моисея и новозаветное чудо умножения хлебов

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (в т.ч. все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #новозаветные смыслы видений пророка Иезекииля #деревянный жертвенник книга Иезекииля, глава 41, Иез. 41:22 #жертвенник Евхаристии трапеза пред Господом