Найти в Дзене
Завуч в теме

Функциональная грамотность. Мы опять стараемся догнать и перегнать

Оглавление

Никто не спорит с тем, что школа должна готовить грамотных людей. Современность добавила требование – функционально грамотных. Поспорить можно с тем, как эту самую функциональную грамотность преподнести.

Ситуация

Воронежские уже школы участвовали в международном исследовании PISA. Но, скажем так – по репрезентативной выборке. Наша школа столкнулась с этим впервые. В сентябре был проведен вебинар, на котором нам сообщили, что после подведения итогов очередного исследования Россия заняла 32 место. Президент поставил задачу – следующий раз выйти на 10 место. Раз задача поставлена, следом дана команда – вперед, на баррикады. Догнать и перегнать Финляндию, Швецию, Гонконг и т.д… И ведь никто не задумался, что в перечисленных страна совсем другая система образования…

Фото из интернета
Фото из интернета

Да и я не об этих странах. Я – о школе. Итак, были составлены дорожные карты, все дети и педагоги 8-9 классов зарегистрированы на платформе РЭШ, педагоги – отправлены на курсы.

А несколько дней назад пришло распоряжение, чтобы учителя прошли тестирование по функциональной грамотности на нашем Воронежском образовательном портале. Ну, они и протестировались ! Эмоции – в их сообщениях мне на Ватсап.

Коллаж на основе сообщений. Могла бы и больше скринов вставить, но содержание у все - примерно такое же
Коллаж на основе сообщений. Могла бы и больше скринов вставить, но содержание у все - примерно такое же

Я тестирование тоже прошла и у меня возникли вопросы. Вот, пишу статью, думаю – может кто-то из читателей сможет мне разъяснить некоторые непонятные моменты?

Во-первых

«Функционально грамотный человек – этот тот, который способен постоянно использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности», – рассказала руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАН Галина Ковалева." https://news.rambler.ru/education/44384185-funktsionalnaya-gramotnost-shkolnikov-chto-eto-takoe-i-kak-ee-razvit/

Отсюда я делаю вывод – задания должны тренировать какой-то жизненный навык. Они там были. Например:

Скрин экрана моего компьютера во время прохождения теста
Скрин экрана моего компьютера во время прохождения теста

Но ещё были задания типа: прочитай текст, описывающий вращение Земли, рассмотри рисунки и скажи, что будет, если Земля остановится? Согласитесь, жизненной такую ситуацию не назовешь! НЕ жизненной показалась мне и ситуация, когда мальчик брал различные тела, нагревал их до 60 градусов, опускал и в воду с температурой в 10 градусов, составил табличку и сделал выводы… С трудом представляю эту «жизненную ситуацию». С какого перепуга стал бы мальчик это делать? Если только во время лабораторной по физике...

Еще один «шедевр». Дается кусок текста, описывающий раненого солдата, из сапога которого течет алая кpoвь. Моё воображение чистого гуманитария живо рисует эту картину… Внимание! Вопрос. «Какие элементы отвечают за такой цвет? Гемоглобин, железо, эритроциты, лимфоциты» Бац! Как будто бежал и стукнулся лбом о стеклянную стену. Честно, в свете функциональной грамотности, я ожидала вопроса по ОБЖ – как остановить эту алую жидкость? Как сделать перевязку… Лично я в такой ситуации ни за что не стала бы думать о составе кpoви!

Во-вторых

Некоторые формулировки заданий были так запутаны, что с трудом понимаешь, чего от тебя хотят. Они мне напомнили детские загадки. «Почему и отчего утка плавает?» Человек начинает придумывать ответы: «Потому что ищет в воде еду, потому что водоплавающая» и т.д. Тогда спрашивающий медленно повторяет вопрос и становится понятно, что имелось в виду. «По чему и от чего плавает утка?» Ответ: «По воде и от берега». Так в чем тут грамотность? В том, что человек догадался, что именно его просят сделать?

В-третьих

Я так понимаю, мы теперь должны подобные задания включать в свой урок. Уже представляю, как во время описания Полтавской битвы и героизма русских солдат, я вдруг спрашиваю: «Кстати, а какой элемент кpoви отвечает за ее алый цвет?» Думаю, опять пойдут перегибы в ущерб программе. Вспоминайте, мы это уже проходили, когда появились ВПР. Мы и ВПР-подобные задания в урок включали, и тратили целые уроки для «натаскивания» на ВПР… Дети что – стали лучше от этого знать предмет?

Вывод

Нам опять навязывают сделать что-то и быстро. Мой многолетний опыт подсказывает, что такой подход только вредит образованию.

Вопросов куча. Но самые главные:

1)Это действительно вопросы из перечня мирового научного исследования, или их придумали наши чиновники? 2)Как выкручиваются в этой ситуации те, кто столкнулся с PISA раньше нас?

Подписываться ли на мой канал и ставить лайк - это только ваше решение. Поступайте так, как считаете нужным. Здесь я честно рассказываю о том, что происходит в современной школе.