Найти в Дзене
Авиационное обозрение

Немецкий многоцелевой самолет Heinkel He. 70 Blitz.

Здравствуйте. В начале тридцатых годов прошлого века американской компанией Lockheed Aircraft Company был разработан знаменитый одномоторный пассажирский моноплан с убирающимся шасси Lockheed Model 9 Orion. Он стал самым скоростным самолетом на момент своего появления и совершил что называется "маленькую революцию" в авиастроительной отрасли. Под влиянием этой машины в Советском Союзе был разработан пассажирский самолет ХАИ-1, обзор по которому выходил у нас на канале в начале этого года (Ссылка на статью). Естественно появление подобного проекта не могло пройти мимо военных. В результате были форсированы работы по созданию специальных многоцелевых одномоторных самолетов в их интересах. Изначально они разрабатывались на базе пассажирской машины. В Советском Союзе первым таким проектом стал ХАИ-1ВВ (Ссылка на статью). Впоследствии же был создан целый ряд самолетов подобной концепции (в первую очередь для решения задач разведки и нанесения бомбовых ударов), часть из которых поступила на вооружение. К примеру это Р-10 (Ссылка на статью) или Су-2 (Ссылка на статью).

Рисунок самолета Heinkel He. 70. Источник: https://war-book.ru/
Рисунок самолета Heinkel He. 70. Источник: https://war-book.ru/

В Германии изначально пошли по такому же пути, но концепция многоцелевого одномоторного самолета у них не получила столь широкого развития как в других государствах. Основную ставку немцы сделали больше на узкоспециализированные машины. К примеру, особую нишу ударных самолетов впоследствии заняли одномоторные пикировщики, а для разведывательной авиации были разработаны специализированные самолеты по типу Focke-Wulf Fw. 189 (Ссылка на статью). Тем не менее, появившийся в начале тридцатых годов Heinkel He. 70, оказал существенное влияние на развитие немецкой самолетостроительной отрасли. Также как и советский ХАИ-1, в первую очередь он создавался как пассажирский самолет. Его разработку лоббировала немецкая компания Lufthansa. В середине 1932 года был подготовлен эскизный проект и началась постройка опытных прототипов. Непосредственной разработкой руководили братья Альфред и Зигфрид Гюнтеры. Все необходимые работы по проектированию и исследованию моделей были проведены в максимально сжатые сроки. Конструктивно самолет представлял собой одномоторный моноплан с убирающимся шасси и классическим однокилевым оперением. В качестве силовой установки решено было использовать 12-ти цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения BMW VI 6,0Z со взлетной мощностью 637 л. с. Крыло самолета имело эллиптическую форму, его силовой каркас состоял из двух лонжеронов и набора нервюр. Количество пассажиров ограничили четырьмя человеками, которые сидели в салоне лицом друг к другу. Самолет снабдили системами обогрева и вентиляции, что естественно повышало общий комфорт. Первого декабря 1932 года, после завершения этапа наземных испытаний, построенный прототип совершил свой первый полет. В целом летные испытания проходили удовлетворительно. По ходу их проведения исправлялись выявленные недостатки и отмеченные конструктивные дефекты. Через несколько месяцев к испытаниям подключили и второй опытный экземпляр этого самолета. На них он показал максимальную скорость примерно в 375 км/ч, что на несколько десятков километров превышало показатели самых совершенных истребителей того времени. Испытания были признаны успешными и машину стали готовить к серийному производству.

Гражданский вариант самолета He. 70. Источник: https://commons.wikimedia.org/
Гражданский вариант самолета He. 70. Источник: https://commons.wikimedia.org/

В течении года, первоначальному заказчику в лице компании Lufthansa, было передано несколько серийных экземпляров с некоторыми конструктивными изменениями и другой модификацией двигателя (BMW VI 7,3). С середины 1934 года эти самолеты активно эксплуатировались на внутренних линиях. Они получили индекс Не. 70D-0. Также в компанию передали и некоторые прототипы. К примеру Не. 70B (D-3114) с регистрацией D-UBAF. Через год появилась еще одна гражданская модификация под индексом Не. 70G-1. Однако, ввиду того что большой интерес к этой машине проявили военные, поставки пассажирских вариантов не стали массовыми. Сразу же после завершения испытаний первой гражданской модификации, начались изыскания по ее переделке для решения боевых задач. В частности планировалось использовать самолет в качестве легкого бомбардировщика и разведчика. Что для этого требовалось? В первую очередь необходимо было осуществить перекомпоновку средней части фюзеляжа, изменить местоположение кабины летчика, организовать место для стрелка и переработать состав специального оборудования. Вместо пассажирского отсека разработчики разместили бомбоотсек (в том числе с возможностью установки в нем дополнительного топливного бака), место для установки фотооборудования и т. д. В качестве оборонительного вооружения предусмотрели один 7,92-мм пулемет MG-15.

Авиационный пулемет MG-15. Источник фото: http://www.airwar.ru/
Авиационный пулемет MG-15. Источник фото: http://www.airwar.ru/
Для справки. Немецкий авиационный 7,92-мм пулемет MG-15. Был разработан в середине тридцатых годов на основе швейцарского ручного пулемета MG. 30. Параллельно с ним был создан и пулемет MG-17, который отличался другим типом питания. У первого оно было магазинное (емкость магазина составляла 75 патронов), а у второго- ленточное. Автоматика изделия работала по принципу короткого отката ствола. Из особенностей можно было выделить малый вес и габариты, а также простоту сборки и разборки. Скорострельность составляла 1250 выстр/мин при начальной скорости пули в 765 м/c. Пулемет массово применялся на немецких и японских самолетах (в Японии он выпускался по лицензии под обозначением Тип 98).

Было подготовлено два военных варианта исходной машины. Первый, под индексом Не. 70E-1 представлял собой ударную модификацию, а второй, под индексом Не. 70F-1, являлся разведывательно-ударной. Оба в конце 1934 года были запущены в серийное производство, но по итогу в эксплуатации остался только разведывательно-ударный вариант. Его серийное производство продолжалось примерно до 1937 года. За это время в конструкцию и состав оборудования вносились определенные доработки, что привело к появлению модификаций Не. 70F-2 и Не. 70F-3. Последняя, к слову, являлась чисто разведывательным вариантом. Суммарно было выпущено чуть более трехсот экземпляров в различных модификациях. В течении нескольких лет он активно эксплуатировался как военными, так и гражданскими специалистами. Военные модификации поступали на вооружение только что сформированных разведывательных авиагрупп Люфтваффе. К примеру он состоял на вооружении авиагруппы Aufkl.Gr.(F)/121, которая базировалась на аэродроме Нойхаузен (восточнее города Тутлинген).

Разведчик Не. 70F-2 из состава Aufkl.Gr.(F)/121.
Разведчик Не. 70F-2 из состава Aufkl.Gr.(F)/121.

Что касается непосредственного боевого применения, то в первую очередь следует отметить, что немцы обкатали эту машину во время Гражданской войны в Испании. Одна из разведывательных эскадрилий легиона Кондор была полностью укомплектована самолетами модификации Не. 70F-2. Применялись они как для разведки, так и для нанесения бомбовых ударов. Впоследствии часть самолетов была передана непосредственно вооруженным силам франкистов, где они успешно эксплуатировались до середины сороковых годов (а последний летный экземпляр списали в начале пятидесятых). В Германии же модификации Не. 70F состояли на вооружении разведывательных эскадрилий примерно до конца 1938 года. К этому времени их стали заменять более совершенными самолетами, а экземпляры с еще невыработанном ресурсом были переданы во вспомогательные части для решения второстепенных задач. Тем не менее, разработчики предприняли попытку продлить срок службы самолетов этого проекта, путем разработки двух специальных модификаций. Основные работы над ними велись в 1937 году. Первый вариант, под индексом He. 170, был разработан на экспорт в Венгрию. В качестве силовой установки на нем использовали четырнадцатицилиндровый мотор воздушного охлаждения Manfred Weiss WM K.14 (венгерская лицензионная компания знаменитого французского двигателя Gnome-Rhone 14K Mistral Major).

Самолет He. 170 из состава Венгерских ВВС. Источник: https://commons.wikimedia.org/
Самолет He. 170 из состава Венгерских ВВС. Источник: https://commons.wikimedia.org/

Также был изменен состав сопутствующих функциональных систем, оборонительного вооружения и некоторого специального оборудования. Всего построили около двадцати машин, которые были сведены в состав двух эскадрилий отдельной группы дальней разведки Венгерских ВВС. Их активно эксплуатировали с 1938 по 1941 годы. Вторая модификация, с индексом He. 270, представляла собой глубокую модернизацию самолета в интересах Люфтваффе под двигатель Daimler-Benz DB 601. Построили один опытный прототип, который весной 1938 года прошел ряд испытаний. Летные характеристики существенно возросли, но до серийного производство (или модернизации имеющихся самолетов) дело не дошло. Посчитали что выгоднее будет начать выпуск более совершенных изделий. Что по итогу? Данный многоцелевой разведчик не стал массовым, но его общее влияние на немецкую школу самолетостроения нельзя недооценивать. Он закладывал основу для нового направления- скоростных одномоторных монопланов. Немцы учли опыт разработки и эксплуатации этого самолета и уже через несколько лет (как раз к началу войны) успешно реализовали несколько гораздо более перспективных проектов. В завершении обзора приведен основные летно-технические характеристики самолета модификации He. 70F-2.

Основные летно-технические характеристики самолета He. 70F-2.
Основные летно-технические характеристики самолета He. 70F-2.

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: https://war-book.ru, http://www.airwar.ru/, http://www.airaces.ru, https://en.wikipedia.org/, https://commons.wikimedia.org/, Серия книг Боевые самолеты третьего Рейха в переводе Андрея Фирсова, книга А. И. Харук. Все самолеты люфтваффе, книга М. В. Зефиров, Д. М. Дегтев, Н. Н. Баженов. Самолеты-призраки Третьего Рейха. Секретные операции Люфтваффе, Техническое описание немецкого пулемета MG-17 от издательства Бюро новой техники 1944 года, журнал Мировая Авиация.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).