Найти в Дзене
Мир Науки

"Каспийское морское чудовище" - легендарный советский экраноплан

Оглавление

Это не самолет и не корабль - это "Каспийское морское чудовище". Именно такое название дали экраноплану, гибриду самолета и корабля, который был создан в прошлом веке советскими конструкторами и который был построен лишь в единственном экземпляре. Откуда взялось такое странное название, что с ним стало и как он выглядит внутри читайте далее.

Спустя несколько десятилетий каспийское чудовище нашло себе новое пристанище
Спустя несколько десятилетий каспийское чудовище нашло себе новое пристанище

На пляже Дербента, наполовину на суше, наполовину в воде, стоит огромный серый исполин. На первый взгляд кажется, что это самолет, но это не самолет. "Каспийское морское чудовище" расположено на пляже Дербента, аппарат с особенной историей в особенном месте. Его история началась более полувека назад, в начале 1960-х годов, в СССР.

-2

История о том, как экраноплан стал "Каспийским монстром"

В 1963 году группа во главе с советским кораблестроителем и авиаконструктором Ростиславом Алексеевым создала огромный экраноплан, который имея 8 двигателей способен был развивать скорость до 500 км / ч. Исполин имел вес до 544 тонн. Для сравнения стоит упомянуть, что, например, вес самолета Боинг 747 составляет "лишь" 162 тонны. Экраноплан уникален еще тем, что вообще смог летать, и все благодаря особой конструкции, в которой "воздушные подушки" создаются у поверхности, удерживая гиганта в воздухе.

Преимуществом данного судна было то, что он был практически незаметен для радара, так как был очень быстр и, кроме того, из-за необходимой близости к поверхности летел очень низко. Это принесло ему прозвище "Каспийское морское чудовище" или "Каспийский монстр". Когда в 66-ом году экраноплан впервые взлетел и пролетел над Каспийским морем со скоростью более 400 километров в час на высоте всего четыре метра, американские спецслужбы поначалу не могли понять, что же такое они увидели.

Более поздние спутниковые снимки, которые показали огромные размеры в 90 метров в длину и 37 метров в размахе крыла, также не внесли никакой ясности. Еще достаточно долго ЦРУ ломало голову над тем, что из себя представляет экраноплан, и в итоге ввиду отсутствия точных данных назвало машину "Каспийским морским чудовищем".

Фото кабины
Фото кабины

Падение "Каспийского морского чудовища"

Однако чудовище имело не только достоинства, но и недостатки. Его в основном беспокоили высокие волны, которые угрожали устойчивости воздушной подушки. Именно это и привело к концу.

В 1980 году во время испытательного полета аппарат на приличной скорости ударился о воду, экипаж смог спастись, но судно пошло ко дну. Это, возможно, является объяснением, почему второй так и не был построен, а также тот факт, что с концом Советского Союза и Холодной войны необходимость в нем отпала сама собой. Потом "Каспийский монстр" десятилетиями гнил в порту города Каспийска, пока не был выставлен в Дербенте, для того чтобы стать местной достопримечательностью.

Наука
7 млн интересуются