Красивая женщина в простом платье шла по Кисловодску за руку с мальчиком. Но каждый её шаг, движение, заставляли прохожих оборачиваться. Она не шла, она словно порхала в изящном танце, на который так любил смотреть император...
Ни скромный наряд, ни мальчик-гимназист, ни антураж вокруг не могли скрыть благородную кровь и светский статус. А грустные глаза выдавали беспокойство. Шёл 1917-ый.
Прима-балерина Русских Императорских театров Матильда Кшесинская весной революционного года последний раз вышла на сцену в Петербурге. В Петропавловской консерватории она блестяще исполнила свою любимую партию "Русская" и удалилась в артистическую комнату. Тогда она ещё не знала, что это был последний её балет здесь.
Летом того же 17-го Матильда собрала маленького Володю и уехала на Воды из беспокойного Петрограда. Цифра "17", которую пани так любила, вновь принесла ей счастливый билет - в спасение. Почему балерина считала именно это число счастливым, всем, и историкам в том числе, приходится только догадываться. Чаще эти догадки приводят к романтике - в 17 балерина познакомилась с императором. В высшем обществе, кстати, её даже прозвали "Мадам 17" - она всегда ставила за игральным столом именно это число.
Вернёмся в поезд, который уносил знаменитую балерину Кшесинскую и её сына в тихий Кисловодск из буйной столицы. На вокзале курорта ее встретил Андрей Владимирович Романовский, отец маленького Володи. Они поселились в скромном домике Щербины, где не было даже собственной кухни. К слову, одна из богатейших женщин империи, приехала в Кисловодск "налегке". Её шикарный особняк в Петербурге заняли большевики, а все ценности, включая яйца Фаберже, растащили матросы. Поэтому воротить носом от новых условий приме особо не приходилось. В маленьком домике Кшесинская прожила три месяца, и в зиму переехала на дачу Беляевского. В один из флигелей дома, который сдавался постояльцам. Условия там были несколько лучше, но Матильда не жаловалась и стала жить самой обычной жизнью, которая дотоле была ей незнакома.
Она сама ходила на базар, варила обед, провожала и встречала Володю из местной кисловодской гимназии. Кшесинская помогала раненым в госпиталях, ходила за больными и вспоминала о балетном прошлом давая благотворительные концерты. Появление Матильды в Кисловодске вызвало бурный ажиотаж. Всё ждали реакции Великой княгини Марии Павловны, матери князя Андрея, которая в это время также находилась на курорте и была, как и весь императорский дом против союза со скандально известной, пусть и невероятно талантливой, балериной. Однако, ожидаемого скандала не произошло. Вся шумиха и сплетни утихли также быстро, как и появились.
Знаменитая балерина никогда не "выпячивала" свое благородное происхождение и вела ничем не примечательный образ жизни. В конце 1919, когда и на Водах семье стало находиться тоже небезопасно, она вновь спешно села в поезд. В канун Нового года, состав уносил балерину, маленького Володю и Андрея Александровича прочь из России. Они везли с собой только два чемодана и бесчисленные воспоминания...
— В Кисловодске оказалось немало
моих друзей и приятелей. Мы часто собирались вечерами друг у друга попить чай или поиграть в карты... Но театр военных действий подкрадывался все ближе, надо было ехать из Кисловодска, — написала Кшесинская под тусклой лампой вагона, в канун нового 1920 года где-то под станцией Минеральные Воды…
Валерия Поддаева