Найти в Дзене
Просто гуляя по свету

Мушкетер XV века (часть 32)Селедочная битва и любезности захватчиков и осажденных

Итак, после разрушения кольца внешних фортов и падения Турели началась осада самого Орлеана. В течение всего ноября 1428 года Орлеанский Бастард с солдатами гарнизона совершал вылазки из крепости с одной целью - разрушить все, что еще не было разрушено. Не щадили ни церкви, ни монастыри, ни древние, уникальные строения. Причина была одна: создать захватчикам невыносимые условия, лишить их малейшего крова, где они могли бы укрыться от дождей и холода и в какой-то мере цели своей они достигли.

Приближалось Рождество. И вот тут лично меня очень удивил такой факт: 25-го декабря захватчики и осажденные практически устроили совместный праздник: из крепости вышел оркестр, который развлекал обе стороны, которые затем устроили рыцарский турнир, победителями которого стали французы. Второе такое же удивительное (я бы сказала абсурдное) событие произошло в феврале, когда де ля Поль прислал Бастарду блюдо с финиками и другими редкостями вместе с просьбой об отрезе орлеанского черного бархата для подбивки и утепления плащей. Разумеется, как истинный рыцарь, Жан просьбу охотно удовлетворил. (То есть монастыри мы разрушим, чтобы английские захватчики замерзли, но отдельных рыцарей утеплим. Куртуазный век!😃)

Вот такое красочное и яркое развлечение устроили себе осаждающие и осажденные. Изображение из открытых источников
Вот такое красочное и яркое развлечение устроили себе осаждающие и осажденные. Изображение из открытых источников

На Рождество закончилось, с ним закончилось перемирие и снова начались бои. Англичане пытались отстроить мост, ведущий к крепости, а осажденные делали все, чтобы не позволить им этого. Противостояние изматывало обе стороны: англичане были измождены проживанием в промокших насквозь, ледяных палатках, а гарнизон Орлеана начинал испытывать нехватку продуктов, несмотря на запасы и периодические обозы. Все дело в том, что важной статьей расходов в то время, особенно зимой, был фураж для рыцарских боевых коней. Кроме того, английские орудия наносили все бОльший урон городу, разрушая дома внутри крепости и калеча жителей.

10 февраля к Бастарду прискакал гонец из Блуа с сообщением, что к англичанам идет рыбный обоз и охрана его не очень велика. Наш герой здраво рассудил, что захватить обоз в их ситуации означает не просто пополнить запасы продовольствия, но и поднять боевой дух гарнизона крепости. Поэтому Бастард с боевыми товарищами Ля Гиром и прочими немедленно выступили навстречу обозу.

У французов было численное преимущество, преимущество в оружии и еще бог знает в чем. Зато не было умения учиться на собственных ошибках. Словом, сражение, получившее у хронистов название "Селедочной битвы", закончилось для французов полным разгромом, вдобавок во время схватки полегла почти треть городского гарнизона. Наш Бастард тоже пострадал - ему прострелили ступню, и только преданность его солдат, которые вывели его с поля боя (в который раз!) спасла ему жизнь.

Селедочная битва. Изображение с сайта http://www.wikitranslators.org
Селедочная битва. Изображение с сайта http://www.wikitranslators.org

Так, вместо провизии и поднятия боевого духа рыбный обоз принес орлеанцам крах: после возвращения в крепость отряды Ля Гира, Карла Бурбонского и остальных сподвижников Жана решили уйти из крепости. (Нет, нормально так: пообещали помощь, люди поверили, но, как только запахло жареным, храбрые рыцари просто решили смотать удочки и бросить бедных орлеанцев на верную смерть! Я так понимаю, что вопрос о рыцарской чести будет уже абсолютно риторическим)

Да и сам Бастард уже подумывал о том, чтобы уйти из Орлеана, предварительно разрушив всю крепость до основания. Слава Богу, что в итоге он передумал, оставив это решение на самый крайний случай, иначе мы были бы лишены нынешнего Орлеана. Вместо этого Жану пришла абсолютно нетривиальная мысль: помириться с бургундцами, хотя бы на время. (Вообще, очень странно, что такая мысль не пришла ни ему, ни Филиппу раньше, так то перед лицом внешней угрозы внутренние враги обычно объединяются, хотя бы временно)

Что снова удивительно: Филиппу мысль Бастарда понравилась, а вот Бедфорду нет, поэтому последний послал Бургундца далеко и надолго. (под стены Орлеана, разумеется, а вы что подумали?) Филипп обиделся и ушел домой, заодно забрав войска. Но армия англичан, оставшаяся у Орлеана, все равно еще значительно превосходила силы крепостного гарнизона, поэтому оставалось надеяться на чудо, которое и произошло. Но рассказ о нем я оставлю на следующую статью, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное.😉А предыдущие части истории можно найти здесь:

Мушкетер XV века (часть 31) Как под Орлеаном ангелы из пушек стреляли

Мушкетер XV века (часть 30) Как в Средневековье защищали осажденные города