Кризис III века, Причерноморье. То, что ситуация в регионе обретает характер катастрофы, свидетельствует обстоятельства похода 269-270 гг., сбор для которого был назначен в устье Тиры. Здесь варвары «построили шесть тысяч кораблей, на которые они погрузили 320 тысяч человек». Если учитывать большое количество женщин в их числе, то можно сделать вывод, что участники коалиции выступили в поход вместе с семьями и при этом были намерены поселиться на римской земле. Все это свидетельствует о значительной перенаселенности региона на данном этапе миграции и о проблемах ей сопутствующих (в первую очередь голода). Эвакуация гарнизона и даже, возможно, части гражданского населения позволила огромной массе варваров не только беспрепятственно разграбить около середины III в. н.э. поселения периферии Ольвии и Тиры, но даже напасть на оставленные римлянами указанные античные города.
Своего рода апогей всей этой сложной ситуации в регионе достиг здесь к началу 30-х гг. IV в. н.э., когда «готы напали на области сарматов» и «от сарматского коварства» погиб «храбрейший из готов» Видигойя. Вмешавшийся на стороне сармат в этот межплеменной конфликт 332 г. император Константин разбил готов, в итоге заключив с ними мирный договор (foedus). Существует мнение, что тем самым император фактически «отвоевал Траянову Дакию, хотя и стыдился предстать перед богами, поскольку обязался выплачивать варварам денежные субсидии». По-видимому, готы стали считаться подданными империи, хотя и не получили римского гражданства, и в Дакии (которая стала превращаться в «Готию») не было введено провинциальное управление. За ежегодные денежные выплаты они продолжали поставлять на службу в римскую армию воинов и им разрешалось вести торговлю на Дунае.
Выделение и размежевание двух прославленных в будущем готских родов Балтов и Амалов произошло в результате изменения ситуации внутри готского мира после заключения договора 332 г. н.э. Геберих, скорее всего, «наследовал власть» не после смерти, а «после ослабления» Ариариха и Аориха, то есть, вероятно, после их поражения в 332 г. н.э., когда они отказались от наступательной политики по отношению к империи и стали ее федератами.
Договор вызвал конфликт внутри готской знати, в результате которого перехвативший у Ариариха и Аориха власть Геберих с дружиной и частью готов вернулся туда, откуда готы пришли - на северо-восток, в причерноморские степи.
Но и здесь, как и в Дакии, за поставляемое римлянами продовольствие и денежные субсидии отошедшие сюда готы полностью должны были закрыть врагам с востока степной коридор и взять под охрану возрожденные античные города.
Заключение договора 332 года необходимо рассматривать в общем русле политики Константина на восстановление римского господства не только в Дакии, но и на территории бывших античных государств Тиры и Ольвии. При этом за счет конфликтов внутри готской знати Риму удалось рассеять их на огромном пространстве Восточной Европы, посредством чего закладывалась не только буферная защита от варварских нашествий, но и нейтрализация готской угрозы как таковой в будущем
Подписывайтесь на Adeptus Historicus | Basilica