Представьте путешествие по небу на огромном круизном лайнере.
Но это не самолет, это современный комфортабельный дирижабль.
Сегодня с легкостью можно построить дирижабль, в который могут поместиться 2 - 3 тысячи пассажиров одновременно.
Еще перед началом Второй мировой войны крупный дирижабль брал на борт до 120 тонн груза. И лишь спустя 40 лет появился самолет, способный поднять в воздух такой же груз - это АН-124 "Руслан".
Сегодня есть все возможности создать гигантский воздушный корабль, который даже при отказе всех моторов не рухнет вниз.
Дирижабли почти бесшумны, они способны надолго зависать в воздухе и совершать длительные перелеты без дозаправки.
Им не нужны аэродромы и взлетно-посадочные полосы, они могут, не приземляясь забирать людей их труднодоступных мест. Уровень безопасности и выживаемости, в случае крушения, один из самых высоких.
Но эра этих гигантов закончилась в 30 - 40-х годах прошлого столетия.
Почему сегодня не летают дирижабли? Кому они помешали?
Первый примитивный дирижабль появился во Франции в 1787 году, всего через 4 года после полета воздушного шара, построенного братьями Монгольфьер.
Первыми пилотами этого дирижабля стали Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд, они поднялись на высоту 1000 м. и пролетели 9 км за 25 минут.
Изобретателем дирижабля считается французский математик Мёнье Жан Батист Мари Шарль (1754 - 1793).
Однако полет на управляемом аэростате произошел в 1852 году.
Этот аэростат, с паровым двигателем и формой в виде сигары, построил француз Анри Жиффар. Длина аппарата была 44 м и диаметр 12 м.
От воздушного шара аэростат отличался способностью маневрировать и менять направление.
А далее развитие дирижаблестроения пошло невиданными темпами.
Передовиком в этой области считается граф Фердинанд фон Цеппелин, который уже в начале Первой мировой войны выпускал дирижабли "Цеппелины", которые были приписаны к войскам кайзеровской Германии, и наводили ужас на противника.
Его дирижабли достигали 140 м в длину, а скорость полета доходила до 80 км/ч., причем летали они на огромные по тем временам расстояния, еще не доступные для самолетов.
С дирижаблей производили разведку и аэросъемку расположения войск противника.
Бомбардировка Антверпена в 1914 году с дирижаблей, привела в ужас современников. Только 1 дирижабль повредил около 900 домов и полностью разрушил более 50.
И лишь к концу войны научились их сбивать зажигательными снарядами, после чего дирижабли прекратили использовать в боевых операциях.
В 1928 году был построен самый большой дирижабль "Граф Цеппелин", открывший пассажирские перелеты через Атлантику.
Длина этого гиганта 230 м, оснащен он был 5 моторами и развивал скорость около 115 км/ч.
Первый рейс в Нью-Йорк состоялся в октябре 1928 года, и длился этот полет 5 суток. Дирижабль пролетел 10 000 км над Атлантикой, на борту находилось 40 чел. экипажа, 20 пассажиров и 25 тонн груза.
А на обратный путь ушло около 70 часов, помог попутный ветер.
За 9 лет этот дирижабль совершил 143 таких перелета и преодолел более 1,5 млн. км.
Всего он поднимался в воздух 590 раз!
Для пассажиров были предусмотрены спальные каюты, а для экипажа была оборудована просторная кают-компания. На борту была великолепная кухня. Комфорт по тем временам был неслыханный.
В сентябре 1930 года "Граф Цеппелин" прилетал в Москву, а до этого он успел совершить кругосветный перелет и преодолел за 20 суток 30 тыс.км. "Граф Цеппелин" совершал регулярные рейсы в Бразилию.
В июле 1931 года этот дирижабль с научными целями пролетел над частью Арктики.
Дирижабли не один раз покоряли Северный полюс.
Правда это опасное занятие, так как дирижабль боится обледенения.
Одна из первых полярных экспедиций дирижабля "Норвегия" проходила под руководством Амундсена и завершилась успешно. С дирижабля на полюс сбросили флаг Норвегии.
А вот итальянская экспедиция во главе с генералом Умберто Нобиле, закончилась катастрофой.
Дирижабль "Италия" обледенев, рухнул на лед и часть экипажа погибла.
Экипаж спасали всем миром. Советский радиолюбитель засек слабый радиосигнал, координаты передали в Кремль и экспедицию спас советский ледокол "Красин".
В СССР, в 30-е годы, производство дирижаблей было организовано в г. Долгопрудном, причем очень успешно.
Знаменитый советский дирижабль "СССР В-6" установил абсолютный мировой рекорд по беспосадочному перелету - он пробыл в воздухе 130 часов 27 минут и преодолел 4800 км.
Так почему же все-таки запретили дирижабли?
Большую роль в этом сыграли несколько крупных катастроф.
Крушение одного из самых крупных в мире дирижаблей "Гинденбург", никто уже не помнит.
Гигант длиною 246 метров и диаметром 41 м, был построен накануне Второй мировой войны, в 1936 году, он мог поднимать в воздух до 100 тонн груза.
Неудачи стали настигать этот дирижабль еще до того как он поднялся в воздух.
Сначала Америка отказалась продать гелий и баллоны заполнили опасным водородом.
В то время гелий производила только Америка, и на его вывоз было наложено эмбарго.
При заходе на посадку в Нью-Джерси, дирижабль внезапно взорвался, в пламени погибли 35 чел из 97. До сих пор эксперты не исключают взрыв бомбы на борту.
В 1930 году, при выполнении своего первого межконтинентального рейса, на севере Франции, разбился английский дирижабль R101, из-за воспламенения водорода. Погибли 48 человек из 54.
А в 1938 потерпел крушение и наш В-6. Он направился на помощь экспедиции Папанина и очень спешил.
Почему этот дирижабль врезался в гору недалеко от Кандалакши, почему на борту оказались карты, на которых эти горы не были обозначены, почему экипаж не обратил внимания на сигнальные костры, которые вели его по безопасному маршруту? То, что эти костры были видны, подтвердили шестеро выживших. Почему летели на очень низкой высоте, около 100 -200 метров, ведь они могли без угрозы обледенения подняться на высоту 1000 метров.
Эти вопросы так и остались без ответа.
После этих аварий в зарубежных СМИ прошла серия статей об опасности дирижаблей.
Так или иначе, но вскоре во всем мире дирижабли сняли с производства и потихоньку о них забыли.
Человечество шагнуло в эру реактивных двигателей и скоростных самолетов.
Возможно, технология дирижаблестроения себя изжила.
Хотя при подъеме в стратосферу, на 20 км, дирижабль может развивать скорость в 1000 км.
Есть и версия, что в гибели дирижаблестроения сыграли свою негативную роль морские компании, осуществляющие грузоперевозки.
Дирижабли были для них явными конкурентами, так как вдвое сокращали доставку грузов.
А может быть, этот вид транспорта был слишком доступным, и мог составить конкуренцию любому виду транспорта.
И летать они могли буквально в любую точку, да еще и висеть над ней. Возможно, кому-то это не понравилось, ведь на нашей планете есть много закрытых и секретных уголков, куда чужие глаза не пускают.
Кстати, в США дирижабли перестали использовать лишь в 1962 году.
И этот запрет на дирижабли в Америке связывают с публикацией дневников адмирала Ричарда Бёрда в 1957 году, о его экспедиции на Южный полюс. В этих дневниках он пишет о какой-то загадочной базе на полюсе и столкновении с НЛО, а так же о таинственной Земле, где он видел мамонта на зеленой траве...
Может побоялись, что найдутся энтузиасты, и полетят на дирижабле проверить данные Бёрда?
Сейчас все больше и больше в воздух поднимается дирижаблей, которые доставляют на высоту метеорологическое оборудование.
Некоторые поднимаются уже в стратосферу.
Возможно, эра дирижаблей снова вернется.
Ведь все новое - это хорошо забытое старое.
Если вам понравилась моя статья, подписывайтесь на мой канал!