بسم الله الرحمن الرحيم
Ислам в своей всеохватности затрагивает и морально - нравственную составляющую верующего. Более того, высокая нравственность общества является одной из целей Шариата.
Сообщается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Я был послан, чтобы довести до совершенства праведный нрав». (Ахмад, аль-Хаким)
И сам он был образцом в отношениях с людьми, как об этом засвидетельствовал Всевышний Аллах:
٤. وَإِنَّكَ لَعَلَىٰ خُلُقٍ عَظِیمࣲ
Воистину, твой нрав превосходен.
Сура Аль-Калам, 4
Если выйти за пределы семейного круга, то первые люди, с кем мы столкнемся, будут наши соседи. Наш канал называется "Сосед - мусульманин".
А Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Счастье заключается в четырех вещах: праведной жене, обширном жилище, праведном соседе и удобном средстве передвижения. Несчастье также заключается в четырех вещах: плохом соседе, плохой жене, плохом средстве передвижения и тесном жилище». (Ахмад)
Каков же мусульманин в качестве соседа? Имеется ввиду, каким должен быть мусульманин, праведный сосед, с точки зрения Ислама. В жизни же, конечно, мы делаем множество упущений.
Взаимоотношению с соседями уделено такое большое внимание, что сам Джибриль (Архангел Гавриил) много раз напоминал об этом Пророку Мухаммаду ﷺ, который был образцом нравственности:
Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Джибрил не прекращал давать мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу (так долго), что я даже подумал, что он включит его и в число наследников».
(Аль-Бухари 1928 (6014)).
Отношение к соседу является одним из показателей веры. Тот, кто вредит соседу, имеет слабую веру и должен быть готов к ответу в Судный День:
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, не причиняет вреда своему соседу».
(Бухари 1930 (6018))
Передают со слов Абу Шурайха, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк ﷺ воскликнул:
«Клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует!»
(Его) спросили: «Кто, о посланник Аллаха?»
Он сказал: «Тот (человек), сосед которого не находится в безопасности от его зла».
(Бухари 1929 (6016))
Человек, от которого страдают соседи, может обесценить этим множество своих благих дел:
Абу Хурайра сказал: «Пророку ﷺ поведали: «Посланник Аллаха! Некая женщина молится по ночам, постится днем, совершает благодеяния и раздает милостыню, но язвит соседей своим языком».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет в ней ничего хорошего. Она из обитателей Ада».
Ему сказали: «Другая женщина совершает предписанные молитвы и раздает в качестве милостыни кусочки сыра и никому не делает ничего дурного».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Она из обитателей Рая». (Сахихуль- Адабуль - Муфрад, 88.)
Отдельное напоминание адресовано женщинам, т.к. они чаще находятся дома и чаще общаются с соседями. И словесные перепалки между женщинами происходят чаще.
Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
"О, женщины-мусульманки, пусть ни одна соседка ни в коем случае не пренебрегает (ничем, чтобы сделать добро) своей соседке, даже если (речь идёт всего лишь об) овечьем копыте." (аль-Бухари 6017, Муслим 1030).
"Овечье копыто" имеет значение угощения, пусть даже не избранными деликатесами, которые есть не у каждой хозяйки. Но угощение даже небольшим количеством простого блюда будет иметь большую награду от Аллаха.
В этом контексте есть несколько хадисов, побуждающих кормить соседей, делиться с ними приготовленной пищей.
Пророк Мухаммад ﷺ советовал варить бульон в большем количестве, чтобы хватило на угощение соседей:
Абу Зарр, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Если ты готовишь бульон, то добавь побольше воды и позаботься о своих соседях».
(Хадис привел Муслим)
Потому что негоже мусульманину ходить сытым и довольным, когда его сосед голодает.
Ибн ‘Аббас сказал Ибн аз-Зубайру: «Я слышал, как Пророк ﷺ сказал:
«Не тот верующий, кто наедается досыта, когда его сосед голодает». (Сахихуль - Адабуль - Муфрад, 82)
Мусульмане многие века придерживались традиции угощения соседей, пока волна урбанизации не увлекла их в своё русло.
Если мы сказали, что важность отношения к соседям обусловлена их близостью, то и среди соседей в первую очередь нужно обратить внимание на более близких.
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Однажды я спросила «О, посланник Аллаха, у меня есть два соседа, так кому же из них сделать подарок?»
Он ответил: «Тому, чья дверь к тебе ближе». (аль-Бухари).
Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, внимая наставлению пророка ﷺ говорил:
«Не следует начинать с дальнего соседа прежде ближайшего, но необходимо начинать с ближайшего, а потом переходить к дальнему» (аль-Бухари в «аль-Адаб аль-Муфрад»).
Напоследок скажем и о том, что мусульманин не только сам должен быть хорошим соседом, но и стремиться жить рядом с такими же благонравными людьми.
Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Просите у Аллаха защиты от скверного соседа в постоянном доме. Что же до соседа в кочевье, то он рано или поздно покинет тебя»
(Ан-Насаи)
Пусть Аллах и нас убережёт от скверных соседей. Амин.
Угощайте соседей и изучайте Ислам, потому Ислам разъясняет все сферы нашей жизни!