Найти тему
Анастасия Богачёва

Рискованно, но дорого или стабильно, но дешево?

Победа российско-украинской команды Team Spirit на крупнейшем мировом турнире по Dota 2 и выигрыш ими $18 миллионов призовых на пятерых неожиданно возродили тысячелетней давности холивар по поводу выбора карьерной стратегии.

Патентованная формула этого холивара, до сих пор вызывающая у сетевых леммингов непреодолимое желание немедленно вступить в смертельную схватку, выглядит так: «A – не профессия, иди работать B». Именно ее средний постсоветский родитель первым делом озвучивает ребенку в рамках канонического процесса профориентации.

Как правило, A – это высокорисковая профессия, требующая инвестиций от родителей в начале карьеры. В ней большинство людей зарабатывает в основном долги, но при этом верхние 0,001% становятся мультимиллионерами, да к тому же обладают романтическим ореолом, отсвет которого падает и на менее одаренных и удачливых. Сюда в разное время попали изобразительное искусство, музыка, театр, профессиональный спорт, кино, телевидение и блоггинг – а вот теперь, наконец, киберспорт.

На другом конце спектра находится B – распространенная профессия, приносящая стабильный доход и почти пожизненно гарантированное трудоустройство даже весьма средним ее представителям, но при этом не обладающая романтическим ореолом, кроме, разве что, бессмертного произведения группы «Комбинация», которое поют в российских караокошных слегка подвыпившие барышни из поколений X и Y.

Реально же средний киберспортсмен зарабатывает как обычно в категории А, только бюджеты пока меньше. На крупнейшем в мире киберспортивном турнире с самым большим в истории призовым фондом победители получают примерно 200 миллионов рублей гросс на брата, а занявшие второе место – по 90 миллионов и так далее. Выглядит круто, но ближе к десятому командному месту выигрыш в расчете на человека начинает напоминать годовую зарплату сеньора-разработчика или начальника отдела в московском офисе крупного банка, а на восемнадцатом – это и вовсе примерно миллион рублей гросс.

Итак, у 200 человек в мире появился шанс заработать на Доте 2 больше, чем за год получает таксист в Москве. Но, судя по интервью чемпионов, ради этого, мягко говоря, негарантированного приза приходится быть странненькими, тренироваться по 10-12 часов в день, годами кушать дошик с майонезом и жертвовать отношениями с противоположным полом (впрочем, последний аспект ребят, кажется, не слишком интересует). Но таковы уж законы профессий категории А.

Но самое интересное – и об этом незаслуженно мало говорят – что всякая индустрия, которая складывается вокруг категории А, создает огромное количество рабочих мест категории B – тех самых финансистов, юристов, маркетологов, айтишников, продюсеров, промоутеров, имя им легион. И годовой гарантированный заработок большинства этих скучных и донельзя нормальных людей, конечно, крайне редко превышает призовые деньги первого места, но среди них огромное множество зарабатывает в год больше, чем призовые на десятом. Плюс разные корпоративные льготы, ощущение причастности к великому и возможность при случае сказать «я киберспортом занимаюсь», даже если вы на самом деле бухгалтер.

А потому знаменитую холиварную формулировочку можно изменить следующим образом: «А – не профессия, А – индустрия. Поэтому, если хочешь заниматься любимым делом с гарантированным доходом, осваивай профессию B и иди работать в А».

По материалам WTF_HR