Найти тему
Древности нашей ойкумены

Чем взвешивали в древности: лягушки, волчьи головы, византийские императрицы и император Калигула. А также история про Николая I

Люди давно научились взвешивать все подряд, продумали систему мер весов и единицы измерения массы, даже основали Международное бюро мер и весов.

Научились-то давно, но было доооолгое время в человеческой истории, когда точного понятия веса не существовало. Вообще не существовало мер. Но что главное в мере чего бы то ни было? Правильно – стандарт.

Мы, кстати, как-то уже пересказывали гипотезу археологов из Лейденского университета, как люди дошли в некотором роде случайно до стандартизации одинаковых литых предметов и что из этого вышло.

В то же время грузики-отвесы могут использоваться не только для определения веса чего-то, но и как утяжелители. Например, в ткачестве или рыболовстве.

Сегодня не продаем, а просто показываем, как выглядели грузики-веса в разных культурах разных эпох. Но разглядываем не простую геометрию, а исполненное в какой-нибудь необычной для гирь форме. Заглянем в музей искусств Метрополитен в Нью-Йорке.

Самые простые гирьки – это животные. Вот, например, аккуратная лягушка из Месопотамии, ей около 3500-4000 лет. Сделана из андезита или диорита и весит примерно 5 килограммов, то есть, десять месопотамских мин. Это подтверждается надписью на самой фигурке: «Лягушка [весом] 10 мин, правильная гиря бога Шамаша, принадлежащая Иддин-Нергалу, сыну Аркат-или-дамка».

Фото: The Metropolitan Museum of Art
Фото: The Metropolitan Museum of Art

Вот вы тут видите уточку? И мы не видим. А, постойте, вон же головка на крыле… Да, это грузик в форме уточки из Месопотамии конца III-начала II тысячелетия до нашей эры. Он довольно большой – 10х10х20 сантиметров.

Чудесные гирьки в виде фигурок игрока в древнекитайскую игру любо. Предназначались они для того, чтобы удерживать на месте игровой коврик. В комплект таких гирек входило обычно четыре фигурки – два игрока и два зрителя, по одному на каждый угол коврика. Сделаны из бронзы в эпоху династии Хань – между 206 годом до нашей эры до 220 года нашей эры. Высотой фигурки около 8 сантиметров.

Фото: The Metropolitan Museum of Art
Фото: The Metropolitan Museum of Art

Необычные гирьки из Византии V века – в виде бюстов императриц Восточной Римской империи. Правительницы выбраны в качестве моделей не случайно, они как бы поощряют веру народа в способность императорской семьи обеспечивать торговле процветание. Такие гирьки были популярны в эпоху династии Феодосия, причем лицам женщин придавали не индивидуальные черты, а династические, поэтому определить какую-то конкретную императрицу в бюсте специалисты не могут.

Кстати, металлические гирьки из Римской империи в виде голов – не такая уж и редкость.

Вот, например, медная гирька из Британии – голова волка или собаки. Ее нашли в Темзе у Лондонского моста, вместе с монетой Караузия (был такой самопровозглашенный император Британии в 287-293 годах). Когда гирьку обнаружили, в ней все еще болталась цепочка. А вот Британский музей получил медную голову уже без цепочки.

И последняя на сегодня голова – всем головам голова! А именно голова будущего императора Римской империи.

Гай по прозвищу Калигула был сыном довольно популярного среди народа (и среди нас тоже) Германика. Бронзовая гирька, наверное, была отлита в конце 10-начале 20-х годов Iвека, когда Гай был еще мальчишкой, и на него падал отсвет отцовой славы и уважения к нему народа.

Гирька безмена из археологического музея Неаполя
Гирька безмена из археологического музея Неаполя

Лет через 15 у него, как говорится, отъехала кукушка, и, наверное, никому в голову не пришло бы так мимишно выражать верноподданические чуйства. Растратил он заряд народной любви к нему, случившийся частью из-за переноса таковой с невинно убиенного отца его.

Гирька безмена из археологического музея Неаполя
Гирька безмена из археологического музея Неаполя

Жаль, не указан вес калигуловой головы. Кстати, этот бронзовый безмен – вы же видите, что он сохранился в комплекте полностью – находится в коллекции Государственного Эрмитажа. А привез его из Помпей император Николай I. И это отдельная потрясающая история.

Акварель с изображением визита на раскопки высокопоставленных гостей
Акварель с изображением визита на раскопки высокопоставленных гостей

В 1845 году император Николай I посетил Помпеи. Тогда неаполитанскими королями была заведена традиция – одаривать своих гостей теми находками с раскопок, которые были сделаны при этих гостях. Но далеко не всегда раскопщики гарантировали появление действительно стоящих вещей – ведь царям и императорам не будешь дарить глиняный разбитый горшок и испорченную бронзовую миску. Выход был найден в организованных заранее раскопках – в нужном месте подготавливали набор подарков, а в последующие дни показательно, в присутствии коронованных особ из других стран, проводили «раскопки». Так и получил в подарок предметы древнеримской кухонной утвари император Российской империи Николай I.

Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.