Примета времени: руководители вынуждают работать за пятерых

7,6K прочитали
- Бэрримор, кто это воет на болотах? - Это сотрудники компаний, сэр, которых заставляют работать за пятерых. Знакомо?

- Бэрримор, кто это воет на болотах?

- Это сотрудники компаний, сэр, которых заставляют работать за пятерых.

Знакомо?

Причём сейчас всё чаще надо не просто выполнять обязанности трёх-пяти коллег своего направления, а становиться многоруким Шивой и брать на себя совсем не профильные функции, вот как в этом меме:

- Бэрримор, кто это воет на болотах? - Это сотрудники компаний, сэр, которых заставляют работать за пятерых. Знакомо?-2

И предпосылок, что скоро это закончится, нет. Процессы начались не сейчас, а ещё в прошлый кризис 2014-2015 гг. Именно в те годы, к примеру, стали появляться объединённые вакансии менеджера по внешним и внутренним коммуникациям или специалиста по продажам и закупкам. А нынешний глобальный кризис лишь подстегнул и подсветил эти процессы. Оно и понятно:

  • В компаниях прошли и идут оптимизации, сотрудников оставляют только самых-самых нужных, а остальное отдают фрилансерам и на аутсорсинг
  • Как мы недавно выяснили, народ в пандемию расслабился (разочаровался/устал/стал смотреть налево – нужное подчеркнуть) и не торопится принимать офферы, соответственно, вакансии закрываются не быстро
  • Неугомонный вирус, отправляющий людей то на больничный, то на карантин, и отстранение от работы непривитых сотрудников тоже добавляют работёнки тем, кто остался в строю.

Но это всё на поверхности. А внутри, как и у всякого сложного процесса, у происходящего есть какой-то смысл…

Я вижу его так:

работодатели, сами того не подозревая, меняют сознание и поведение сотрудников, готовя их к новым ролям.

Зачем это делается:

1. Как все уже теперь понимают, будущее – за самозанятостью (под ней я понимаю работу на себя в любом формате - ИП, частная практика, фриланс, свой семейный бизнес и т.п.). Хотим мы того или нет, но многим из нас придётся стать, по сути, предпринимателями, а они в своём бизнесе должны уметь делать абсолютно всё. Поэтому и нужно выходить из кокона своей узкой специализации и добирать компетенции в смежных и не очень направлениях.

А если вас работодатель, к примеру, заставляет мыть полы, т.е. ничему новому вы не учитесь, то это, вероятно, в воспитательных целях (опять же, не осознаваемых им). Его задача - сбить с вашей головы корону, поскольку гордыня сильно мешает при работе на себя. Знаю несколько реальных примеров, когда из-за проблем в бизнесе предпринимателям приходилось увольнять наёмных работников и самим становиться водителями, грузчиками, уборщицами и т.д. Тем, кто был без короны, это давалось гораздо проще;)

2. Для тех, кто остаётся в найме, требования тоже меняются:

  • Работодатели всё больше заинтересованы в мультифункционалах, а не узких специалистах, так как идея чёткого разделения труда, когда первые звенья цепочки не знают, какой продукт получится на выходе, себя изжила. Нужны люди, которые возьмут кусок работы и будут отвечать в нём за всё. Поэтому теперь 3 должности сливаются в одну.
  • В будущем всем работникам придётся неоднократно в течение жизни менять вектор своей карьеры. Без открытого ума и умения постоянно учиться, дообучаться и переобучаться это не получится. Уже сейчас эти компетенции признаны ключевыми для любого специалиста. То есть получается, что необходимость решать сыплющиеся на голову непрофильные задачи – это своего рода тренажёр;)

3. Мир профессий стал подвижным и трансформируется на глазах, как в фантастическом фильме. Технологии проникают везде, и скоро могут остаться без работы продавцы, официанты, водители, бухгалтеры, аналитики и много кто ещё. Так вот, через необходимость осваивать новые направления деятельности представителям вымирающих профессий даётся шанс быстро и бесплатно переквалифицироваться, чтобы потом не остаться не у дел.

В общем, если выйти из роли потерпевшего и взглянуть на ситуацию сверху, то можно понять, что ничего не бывает зря. Это всегда – про наше развитие.

Не верите? Тогда спросите любого предпринимателя или самозанятого, приходилось ли ему, будучи в найме, выполнять не свои прямые обязанности. Держу пари, что большинство ответит «да, и много раз». Когда-то их к этому вынуждал начальник, и они даже бунтовали против такого беспредела, но чаще они сами с радостью хватались за что-то новое, потому что это интересно и развивает.

Я сама больше 10 лет не работаю по найму. Тот непрофильный функционал, которым в своё время меня грузили сверху, был чаще всего самым сложным в плане освоения, но зато очень пригождается мне сейчас в своём деле. И хорошо, что мои работодатели через «не хочу» заставили меня научиться этому тогда, когда рядом были наставники. Перейдя в самозанятость, мне пришлось бы осваивать это самостоятельно, а это время, деньги и неслабая цена ошибки.

И да, понимаю боль многих, что обязанностей всё подсыпают и подсыпают, а на зарплате это никак не отражается. Если вы уже говорили с руководством об этом, но толку ноль, выхода у вас два:

  1. Поменять своё сознание и отношение к происходящему в контексте написанного выше. Поверьте, обида – не лучший помощник в таком деле.
  2. Если терпеть мОчи нет, то уволиться и найти другое место работы. Но делать это лучше после того, как вы проанализируете существующие вакансии, а то может оказаться так, что ваша зарплата была выше рынка, и вы сильно потеряете, сменив работодателя.

Галина Бобкова, карьерный психолог/консультант, коуч по самореализации, www.ccgb.ru