Маркетплейсы — это не только новый огромный канал продаж, но и высочайшая конкуренция во всех нишах. К сожалению, конкуренция не всегда честная.
Плохие отзывы конкуренту
Отзывы играют чуть ли не самую главную роль на маркетплейсах. Чем больше хороших отзывов, тем выше ранжируется карточка и тем охотнее люди покупают товар (работает социальное доказательство). Поэтому продавцы охотно выкупают товары и оставляют отзывы сами на себя или даже пользуются услугами специальных компаний — рисковый из-за возможной блокировки аккаунта и штрафа метод, но довольно безобидный.
Однако перепродаваны с Садовода на маркетплейс пошли дальше. Они закупают негативные отзывы на товары конкурентов и убивают их карточку. Товары с низким рейтингом (меньше 4) покупать уже никто не хочет. Чужие карточки падают вниз, своя ползёт вверх.
Маркетплейсы стараются защитить продавцов от подобных атак, например, оставить отзыв на большинстве площадок можно только, если товар был куплен и получен. Кроме того через поддержку можно оспорить негативный отзыв.
Если честно, я не понимаю смысл такой саботажной деятельности. Большие на затраты на имитацию поведения реального покупателя, выкуп товара, отзыв и всё это ради того, чтобы на несколько дней подняться выше в выдаче товаров? Ни построения бренда, ни отстройки от конкурентов, ни долгосрочной игры — слабая и бестолковая тактика.
Возврат заказа
Оставить плохой отзыв без покупки товара нельзя, но зато можно купить товар и вернуть его аккурат к концу максимального срока возврата. В такой тактике грязный продаван почти ничего не теряет. Его деньги вернутся обратно, а вот честный продавец заплатит за логистику туда-сюда маркету и выведет товар из оборота на какое-то время.
Стоит отметить, что таким способом пользуются не только бесчестные конкуренты, но и обычные покупатели. Например, молодой тиктокер хочет модно выглядеть в своих клипах, но не хочет тратить деньги на шмот. Он заказывает его в магазине. Снимает ролики, возвращает товар. Так что противодействие такой тактике саботажа по умолчанию заложено в стоимость товара.
У этой тактики есть и агрессивная версия. Бесчестный продаван выкупает весь ассортимент конкурента и отправляет его в далёкий регион. Само собой без выкупа. В таком случае все товары продавца долго катаются по стране и могут где-нибудь застрять или потеряться.
Демпинг
Демпинг — это искусственное занижение цен, чтобы зайти на рынок или выдавить кого-то с рынка. На маркетплейсах демпингом активно занимаются новички, и это даже не грязная конкуренция, а просто бестолковая. Продавцы на маркетах считают экономику и ставят едва ли не минимальные цены, чтобы держаться на плаву и торговать хотя бы часть заказов в плюс, но всегда найдётся «самый умный».
Зайти на маркетплейс с ценами ниже рынка и собирать кучу заказов с большей вероятностью приведёт к тому, что операционные расходы превысят доходы и продавец окажется в долгах, нежели реально заработает.
Деминг портит рынок. Чтобы выиграть конкуренцию, нужно либо повышать качество товара за те же деньги, либо усовершенствовать производство для снижения расходов. Просто снижение цен не помогает никому, кроме маркетплейса. Он по прежнему заработает на комиссии.
Работайте для своей выгоды, работайте честно! Удачи