Слово в Древней Греции становится оружием для эрудированного человека. Таким являлся и Исократ (436-338 г. до рождества Христова). Будучи выходцем из довольно обеспеченной семьи (его отец имел собственную мастерскую по изготовлению духовых инструментов), будущий оратор получил хорошее образование. Его отличала эрудированность и "подкованность" в области политики и философии. Но, Исократу было недостаточно довольствоваться тем, что различного рода знания хранятся в его голове, поэтому он решил делиться этим накопленным багажем. Надо сказать, что во времена Исократа, многие доходили до мысли о необходимости преподавания базовых знаний для гражданина. Он не являлся исключением. Тем не менее, Исократа отличал особый дар, свойственный натуре наставника, учителя и тренера - он получал удовольствие от самого процесса обучения кого-то, распространения определенных знаний и мыслей. Эту черту Исократ унаследовал от своих учителей-мыслителей (в частности, от Лисия). Но почему же он сам не хотел выступать и ораторствовать? Дело в том, что фактически, Исократ являлся прекрасным оратором: он умело строил свои мысли в строгие, логичные ряды предложений, живо размышлял и умел зацепить внимание человека на важных моментах. Однако, практически, природа не наградила его необходимыми ораторскими данными: манерой четко говорить, фактурой, хорошо поставленным голосом.
"Нет у меня ни достаточно сильного голоса, ни смелости, чтобы обращаться к толпе, подвергаться оскорблениям и браниться с торчащими на трибуне. Что же касается здравого ума и хорошего воспитания — хотя кто-нибудь скажет, что слишком нескромно говорить так, — я держусь иного мнения и причислил бы себя не к последним, а к выделяющимся среди других. Поэтому я и берусь давать советы так, как позволяют мои способности и возможности, и нашему государству, и всем эллинам, и самым знаменитым людям»"
В связи с этим, Исократ уделил своё внимание и большую часть времени подготовке других ораторов. В его арсенале присутствовали: хорошая теоретическая база, аналитические способности, журналистская хватка и дух наставника. Именно эта база помогла и сподвигла Исократа создать свою школу красноречия/риторики. Также, у него были 2 причины открыть свое заведение. Первая – экономическая. После смерти отца Исократ не смог удержать наследство. Вторая – политическая. Пришлось покинуть город, захваченных властью тридцати тиранов (он не разделял их взгляды и методы). Создавая школу, прежде всего, он ставил перед собой цель – обучать молодых людей ораторскому мастерству, не только с точки зрения техники красноречия (базы определенных приемов), но и серьёзной теоретической и нравственно-этической базы.
«Исократовская» схема обучения ораторству, в общих чертах представляла следующее: социо-культурное воспитание + эрудированность по всем основным наукам + регулярная практика. Имея всё перечисленное в багаже, юноша мог с чистой советью приступать к государственной деятельности (именно такой исход видел Исократ для своих учеников). Так, в 392—352 гг. до н.э. он создаёт свою школу ораторского искусства, которая довольно быстро набирает популярность и становится одной из самых крупных заведений подобной направленности. Эта школа чем-то напоминает современный вуз - обучение длится 3-4 года, состоит из перечня "общеобразовательных" (риторика, философия и т.д.) и "факультативных" (физическая активность, пластика) предметов. Даже дороговизна образования - не новинка, ведь школу Исократа могли себе позволить только дети из обеспеченных семей. Тем не менее, желающих обучаться ораторскому мастерству нашлось не мало. Не смущал людей даже тот факт, что сам Исократ в публичных выступлениях не был замечен. В ряду окончивших это заведение известны имена Исея, Тимофея, Ликурга и др. Во многом благодаря школе Исократа, они нашли свою нишу в разных областях. Примечательным в его заведении являлись некоторые правила и приоритеты. Так, "директор" школы ставит во главу принцип колокогатии (прекрасен снаружи и не хуже - внутри). Изваять достойного государству человека, по мнению Исократа, можно лишь равномерно совершенствуя его силу, разум и дух. Таким образом, он настаивает на обязательной универсальности оратора, его абсолютной эрудированности во всех сферах знаний. И, действительно, такая общеобразовательность в обучении из многих выпускников школы сделала хороших ораторов, историков, политиков, учёных и т.д. Сам же автор данного метода вошёл в историю, как теоретик ораторства.
По причине отсутствия природных данных, он больше внимания уделял именно письменному красноречию. И эти старания не прошли даром. Письменная деятельность Исократа стала эталоном логически обоснованной и богатой содержанием речи. Пусть он не произносил их на публику, тем не менее, определенный круг людей читал работы Исократа, а затем, они стали изучаться, с точки зрения примера. Исократ писал не только для своей школы и учеников. Будучи разносторонней личностью, его интересовало всё. Письменные работы Исократа были как бы его откликом на действительные, происходящие явления, а также абстрактные, философские. За всю свою довольно долгую жизнь, оратор - теоретик смог написать около 60 речей. Из них лишь двадцать одна дошли до наших дней ("Об упряжке», «Трапедзитик», «Против Каллимаха», «Эгинская речь», «Против Лохита», «Против Евтиноя» и др.) Также, известны 9 его писем, адресованных различным государственным деятелям.
Первой и более значительной по содержанию речью Исократа является "Панегирик". Она же и стала самой знаменитой. Панергиком тогда называли речь, произносимую при торжественном собрании (естественно, сам Исократ публично не произносил ее). По построению она напоминала совмещение двух разновидностей речи - торжественной и политической. Речь представляла собой "боевой клич" для эллинов, которые должны были объединиться для борьбы против варваров-персов. Таких политических призывов в работах оратора довольно много. Его интересовала как внешняя, так и внутренняя политика, поэтому он тщательно изучал структуру государственных отношений, политико-социальные тенденции. Для этого, Исократ прибегал к теоретическому методу исследования. Это ещё одна особенность, отличавшая его от других ораторов. Он считал, что именно мастер ораторского искусства своими речами должен помочь народу, дать чёткие ориентиры, сконцентрировать внимание на важных фактах. Так, в "Панегирике" он сравнивает олимпийского спортсмена с оратором, говоря, что от первого - ровно никакой пользы, в отличие от последнего: «Меня всегда удивляло, что на праздниках и состязаниях атлетов победителю в борьбе или в беге присуждают большие награды... ибо атлеты, даже если они станут вдвое сильнее, пользы не принесут никому, а мыслящий человек полезен всем, кто желает приобщиться к плодам его мысли». Не особенно отличаются своим позывом и другие его речи (например, Ареопагитик», «Панафинейская речь»). В них также отражены политическая полемика и злободневные размышления о положении общества. Главную мысль, которую Исократ так старательно пытался изложить во всех своих речах – это объединение всего греческого народа. Общими усилиями, все греческие города, по его мнению, могли бы дать мощный отпор всем варварским набегам. Эта мысль не исчезала из соображений Исократа на протяжении всей жизни. Он был ярым сторонником тирании, которая на тот момент представляла собой олигархию.
Одной из последних речей, - «Филипп», оратор в форме письма обращается к царю с позывом собрать воедино все полисы в борьбе с персами. Видимо, Филипп не особо вдохновился речью-письмом известного оратора и решил не слушать его наставлений. Однако, сохранившееся обращение дошло и до его сына – Александра, и, возможно, именно повлияло на его решение – пойти на Дария Второго. Этого нам уже не узнать. Однако, новая страница в истории Древней Греции была открыта после того похода.
Помимо политических соображений, речи Исократа можно рассматривать как открытые энциклопедии приемов и стилистических характеристик. Во многом, оратор был новатором и экспериментатором. В первую очередь, огромное внимание он уделял оформлению текста, четко отделяя прозу от лирики. Исократ в корне видел разницу между способами изображения явлений и предметов, используемыми прозаиком и поэтом. Образный язык последнего не подходил точной манере изложения мыслей первого. Он настаивал не смешивать два способа речи, ибо они изначально созданы для разных целей. Тем самым, Исократ четко заграничил методы, используемые в прозаическом и лирическом текстах. Следующим его новаторством являлся отказ от различных средств выразительности и риторических фигур, которыми так изобиловали речи Горгия. Последовав примеру своего учителя и наставника – Лисия, оратор решил воздержаться от сложных, запутывающих конструкций и двояких слов, мешающих четко выразить свои мысли. Он решил отдать предпочтение более понятным, общепринятым словам и выражениям, дабы речи стали более удобоваримыми. Тем не менее, речи Исократа не становились от этого беднее. Более того, он всегда старался придать им благозвучия, с помощью плавности и четкой структуризации. Выглядело это следующим образом: композиционная целостность + ритмичная оформленность + наличие параллелизмов и антитез. Целостность заключалась в умении логически и поэтапно простроить ряд своих мыслей, при этом подчинив их общей цели. Ритмичность представляла собой плавную, почти мелодичную речь, разделенную периодами (как в музыке). Антитезы придают контрастности и противопоставления речи, а параллелизмы, наоборот, подчеркивают схожие мысли и откладываются в памяти. Также, Исократ не допускал фонетического неблагозвучия, поэтому в его речах не встречается «проглатывания» гласных и прочие режущие слух случаи. Впервые Исократ выработал основы для написания риторического произведения. В его структуре были необходимы следующие композиционные формы:
• вступление (введение) - привлекающая внимания часть
• акцент на объекте выступления, его характеристика
• односторонняя полемика с мнением оппонентов
• вывод-заключение -итоги, получившиеся из всего вышеперечисленного.
Таким образом, благодаря лаконичности, публицистический стиль Исократа имела большое количество последователей и преемников. Заключение Исократ – одна из интереснейших фигур эпохи Древней Греции. Личность, которая так искусно сочетала в себе контрасты и противоречия. Являясь наследником обеспеченной семьи, он избрал путь оратора. Овладев ораторским искусством, ни разу не выступил на публику. Открыл школу красноречия, но само мастерство произношения речей считал не самым важным умением для оратора. Но, именно эти биполярные моменты биографии делают его таким интересным для исследования. Оратор любопытен своей разносторонней деятельностью и мировоззрением. Для Исократа слово – это самое сильное оружие. В его понимании оно равновелико знанию, которое получает человек в образовательном процессе, воспитывающем истинного гражданина. Некую параллель он проводит между ораторством и философией. Они, по его мнению оратора, служат для наполнения души. Но, также он отмечает обязательность физического воспитания. Сочетание совершенствования тела и духа – вот идеальный дуэт в воспитании хорошего оратора. Далее, к перечисленному добавляется главное оружие – слово. Гражданин, лаконично владеющий речью – важная частица для целого полиса.
Слово становится самым малым, но ценным кирпичиком для устройства города – государства. И только когда будущий оратор в ходе обучения понимает это, он начинает ощущать на себе огромную ответственность за свою деятельность. Исократ настаивал на неразрывной связи красноречия и жизни полиса. Он представлял греческий город – живым организмом, который часто имел проблемы и всегда нуждался в лечении со стороны правителя и ораторов. Поэтому, ученики Исократа постигали значимость построения речи в рамках манипулятивно-воздействующей функции. Сама речь, как считал оратор, всегда должна нести пользу, отражать актуальную действительность и важные темы. Таким образом, роль оратора в правильном функционировании города, в понимании Исократа, велика, ведь они силой слова приносят огромную пользу народу. Перед написанием очередной речи, Исократ ставил перед собой задачу – найти самые животрепещущие темы и события и раскрыть их так, чтобы каждый гражданин (включая правителя) смог вникнуть в суть проблемы. А конечной точкой речи является разрешение этой проблемы. Поэтому, в своих речах, он, в первую очередь, выдвигает самые актуальные вопросы (например, проблему ведения внешней политики или объединения всех греческих полисов), и пытается их разрешить в односторонней полемике. Обязательно присутствуют приемы психологического воздействия, таких как агитация, внушение.
Речи Исократа подкованы не только теоретической базой, но и воздействующими факторами. В качестве теоретика, его огромной заслугой является систематизация всех приемов, которые он использовал. До Исократа этим мало кто занимался и уделял должное внимание. Именно поэтому можно судить об основных средствах, применяемых им на практике написания ораторских речей. Школа красноречия Исократа давала возможность выражать свои мысли очень четко, емко, структурированно. Он смог создать учебное заведение, в котором юноши всесторонне развивались и готовились будущему служению во благо народу. В этом смысле, Исократ приложил максимум усилий, чтобы они получили прекрасную физическую подготовку, нравственно-духовное воспитание и широкий спектр знаний. Такие понятия, как «риторика», «философия», «политика», «публицистика» были дополнены его трудами и умениями. История показала, что все эти попытки усовершенствовать ораторское мастерство закончились успешно.
Ряд известных деятелей, вышедших из школы Исократа, а также речи, к которым прислушивались, сделали его уважаемым и значимым человеком своего времени. Конечно, сложно назвать Исократа оратором номер один в Древней Греции, так как до нас не дошли сведения о его каких-либо публичных выступлениях. Тем не менее, самое главное – написание речей, у него получалось блестяще. Это признают многие историки-антиковеды. Исократ обладал своим уникальным стилем и манерой подачи. Его тексты всегда отличались стройной логичностью, ритмичностью и периодичностью, а также силой воздействия на слушателя/читателя. Чтобы найти свою подачу, он, как подобает настоящему публицисту-теоретику, искал формы в предшествующих работах других ораторов. Новаторство Исократа – это его отказ от смешения поэтического и прозаического в речи, а также сложных фигур и приемов. Безусловно, такой подход значительно облегчал задачу написания речей для оратора и, в последствии, восприятия человека. Немалый вклад был внесен этим оратором. Имя Исократа, однозначно, вошло не только в историю Древней Греции, но и в мировое наследие ораторского искусства.