Найти тему
"Из рук в руки"

Как горячие пирожки: ажиотажный спрос на подержанные авто

Оглавление

https://blog.irr.ru/view/kak_goryachie_pirozhki_spros_na_poderzhannyie_avto

Дефицит новых автомобилей неизбежно привел к небывалому ажиотажу на вторичном рынке. Цены на подержанные авто растут небывалыми темпами. Спрос зашкаливает. А вот количество предложений начало сокращаться – большинство из тех, кто планировал продавать своего железного коня, уже это сделали. Что ждет рынок подержанных авто?

С начала 2021 года автомобили с пробегом подорожали в среднем на 22%: по итогам сентября 2021 года средняя цена подержанной легковой машины в России достигла 838 тысяч рублей против 688 тысяч рублей в январе 2021 года. Такие данные содержатся в отчете AUTOSTAT PRICE BOOK, подготовленном экспертами аналитического агентства «АВТОСТАТ».

При этом только в сентябре подержанные автомобили прибавили в цене в среднем 38 тысяч рублей, или 5%. Аналитики агентства отмечают, что рост цен отмечается во всех возрастных категориях подержанных авто. Так, у трехлетних машин он составил в среднем 11%, а у пятилетних – 15%.

Как видим, темпы роста цен на подержанные авто в целом сопоставимы с ростом цен на новые машины: по данным агентства «АВТОСТАТ», с начала года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля выросла на 21% до 2,14 миллиона рублей.

РАЗРЫВ РАСТЕТ

Обострившийся дефицит новых автомобилей все сильнее увеличивает разрыв между спросом и предложением. «АВТОСТАТ» уточнил у экспертов, насколько снизится число продаж по итогам 2021 года, и когда, наконец, появится возможность реализовать отложенный спрос, сформированный в период тотального дефицита на автомобильном рынке.

Президент Ассоциации РОАД Вячеслав Зубарев: «Не секрет, что отрицательная динамика на российском авторынке в первую очередь обусловлена отсутствием машин у производителей и, следовательно, в дилерских салонах. Покупательский спрос есть – нет достаточного количества предложений. Не думаю, что до конца года мы увидим улучшение ситуации при таких условиях в мировой экономике. Автозаводы в Европе и Азии уже объявили о вынужденных каникулах, что не прибавляет прогнозам оптимизма. Опираясь на низкую базу прошлого года, пока мы видим общий плюс по году 5-7%, но в ноябре прогноз, возможно, потребует корректировки».

Директор по развитию компании «РОЛЬФ» Владимир Мирошников: «Уже ясно, что дефицит будет сохраняться до конца года и далее. Это значит, что даже при оптимистичном варианте развития событий рынок новых автомобилей в 2021 году превзойдет прошлогодний результат не более чем на 5%, а при ухудшении ситуации с доступностью – может уйти в минус по итогам года».

Директор по развитию автохолдинга «КЛЮЧАВТО» Юлия Овчинникова: «По итогам 2021 года будет продано порядка 1 миллиона 740 тысяч автомобилей, а при условии отсутствия дефицита эта цифра была бы на 15% больше. Очевидно, рыночная динамика может вернуться к росту при наличии автомобилей согласно текущему спросу».

Генеральный директор ГК АВТОDOM Андрей Ольховский: «Сокращение разрыва между спросом и предложением будет в начале 2023 года или в самом конце 2022-го. На сегодняшний день отложенный спрос не может реализоваться в полном объеме, потому что поставки автомобилей не отражают даже текущее контрактование. Мы стараемся этот спрос перенести на следующий год, но объективности ради надо подчеркнуть, что у нас нет гарантий, что мы сможем его удовлетворить».

Директор по маркетингу АГ «АВИЛОН» Андрей Каменский: «На данный момент, как и до конца года в целом, динамика автомобильного рынка однозначно зависит от наличия автомобилей у дилеров. Мы видим высокий спрос среди покупателей, он опережает предложение, потому что к дилерам от месяца к месяцу поступает разный объем автомобилей, всё достаточно быстро продается. Сейчас средний срок ожидания заказанного автомобиля вырос на 1–1,5 месяца, если говорить о массовом сегменте, в премиальном ситуация чуть хуже – срок ожидания увеличен на 1,5–2 месяца, безусловно, в зависимости от бренда и модели. Как следствие, это отражается на общей статистике по итогу месяца и года».

Острейший дефицит новых авто привел к тому, что в России возродилась «услуга», памятная старшему поколению: продажа очереди на автомобиль. Так, по данным «Автостата», возможность без очереди купить Kia Rio или Volkswagen Polo стоит 20–30 тысяч рублей, а Volkswagen Tiguan, Toyota RAV4 или Skoda Octavia – уже 50–100 тысяч рублей. И эта услуга пользуется стабильным спросом!

ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых автомобилей и LCV (легких коммерческих автомобилей) в России в сентябре 2021 года упали на 22,6%, до 119,5 тысячи авто. АЕБ предсказывает, что негативный тренд на рынке автомобилей сохранится еще на несколько месяцев на фоне мировой нехватки полупроводников и ряда других факторов.

Однако отечественный Минпромторг смотрит в будущее с оптимизмом. Согласно опубликованному еще в июне отчету ведомства, запланировано, что объем рынка автомобилей в России в 2021 году составит 1,76 миллионов авто, что почти на 5% ниже, чем в допандемийном 2019 году, однако на 5% выше, чем в 2020 году.

При этом Минпромторг ожидает роста выпуска автомобилей в РФ в этом году почти на 5% - до 1,49 миллионов авто.

На днях министерство подтвердило свой прогноз – рост продаж авто 4-5% по итогам года. Сентябрьское падение продаж ведомство не беспокоит. «Снижение продаж автомобилей в сентябре 2021 года - это продолжение общемирового тренда, связанного с дефицитом полупроводников и разбалансировкой глобальных кооперационных и логистических цепочек. Дефицит автомобилей на глобальном рынке сохраняется. Принимая во внимание высокую степень волатильности на мировом автомобильном рынке, следует отметить, что позитивный потенциал рынка у нас еще не исчерпан, и при наличии положительной конъюнктуры вполне может быть реализован, поэтому пока не имеет смысла изменять прогнозы по итогам года», - сказали ТАСС в Минпромторге.

РАСКУПАЮТ ВЛЁТ

-2

Из-за дефицита новых автомобилей спрос на авто с пробегом с начала года вырос приблизительно раза в полтора.  Машины-трехлетки вообще не задерживаются у дилеров – улетают, как горячие пирожки. На те, что постарше, покупателя приходится искать чуть дольше. Впрочем, отпугивает потенциальных  покупателей не возраст авто, а явно завышенные цены. Однако даже, несмотря на зашкаливающий ценник, за месяц-полтора можно продать любую подержанную машину – кроме совсем уж развалин, хотя и у них имеется своя целевая аудитория.

При этом число автомобилей, выставленных на продажу на вторичном рынке в течение 2021 года, существенно сократилось. Так, по данным аналитиков «Из рук в руки», только за октябрь число объявлений о продаже авто с пробегом снизилось примерно на 20%.

По информации «Из рук в руки», чаще всего покупатели интересуются подержанными автомобилями LADA. Так, наибольшее число запросов в октябре 2021 года было посвящено модели LADA 2114 Samara, средняя цена которой составляет около 110 тысяч рублей. Например, хэтчбек 2005 года выпуска в состоянии «сел и поехал» выставлен на продажу в Нижнем Новгороде за 120 тысяч рублей.

Вторую строчку среди самых популярных в России моделей подержанных автомобилей занимает LADA Priora со средней ценой около 215 тысяч рублей. К примеру, седан 2011 года выпуска в отличном состоянии продается в Самаре за 210 тысяч рублей.

На третьем месте - LADA Granta. Средняя цена подержанных авто этой модели – около 450 тысяч рублей. Например, седан 2015 года выпуска на отличном ходу продается в Одинцово за 370 тысяч рублей.

Среди популярных запросов на иномарки лидирует Ford Focus, его средняя цена составляет около 600 тысяч рублей. Так, седан 2012 года в максимальной комплектации и отличном состоянии можно приобрести в Москве за 685 тысяч рублей.

Вторая по популярности подержанная иномарка - Hyundai Solaris, чья средняя цена составляет около 550 тысяч рублей. К примеру, седан 2015 года выпуска в прекрасном состоянии продается в Курске за 500 тысяч рублей.

На третьей строчке в списке популярных запросов – Volkswagen Polo со средней ценой около 650 тысяч рублей. Например, седан 2012 года выпуска в идеальном состоянии продается в Самаре за 650 тысяч рублей.

С каждым днем количество подержанных автомобилей, выставленных на продажу, становится все меньше. Спрос настолько опережает предложение, что потенциальные покупатели готовы сами поднимать цену, чтобы перехватить хороший вариант у конкурентов.

Одновременно с ростом цен неуклонно увеличивается возраст среднестатистического автомобиля, который можно купить на вторичном рынке: видя ажиотажный спрос, автовладельцы начинают выставлять на продажу все более старые автомобили – причем по цене, за которую всего пару лет назад можно было купить гораздо более свежую модель.

Снижать цены пока никто не собирается. Даже те, кто продает свою старую машину не ради наживы, а для покупки новой, будут стремиться максимально поднять ее стоимость. Ведь иначе на новую может просто не хватить денег.

Добавляют масла в огонь и слухи о том, что уже в скором времени в России будет усилен контроль государства над сделками на вторичном рынке. Уже сегодня оформить договор купли-продажи автомобиля можно через сайт Госуслуг. Эксперты не исключают, что в недалеком будущем такой вариант оформления сделки с авто станет единственным, дабы налоговой было проще контролировать процесс. Так что те автолюбители, которые по каким-то причинам не хотят привлекать внимание фискальных органов, сегодня готовы покупать машины на «вторичке», не считаясь с их стоимостью. И это тоже влияет на ценник.

МИРОВОЙ ТРЕНД

-3

Ситуация на российском рынке, увы, не уникальна. Дефицит новых авто и, как следствие, разрыв спроса и предложения, захлестнули весь мир. Как пишет «АВТОСТАТ» со ссылкой на консалтинговую компанию LMC Automotive, мировой авторынок в сентябре снизился на 20,3% до 6 миллионов 229 тысяч легковых и легких коммерческих автомобилей. Таким образом, отрицательная динамика наблюдается пятый месяц подряд, что обусловлено сохраняющимся дефицитом полупроводников в мировом автопроме.

Мировым лидером по продажам автомашин в прошлом месяце остается Китай с показателем 2 миллиона 077 тысяч авто, что на 16,5% ниже показателя годичной давности.

В США был реализован 1 миллион 002 тысячи автомобилей, что на 25,1% меньше, чем годом ранее. Автомобильные рынки стран Западной Европы в сентябре снизились на 24,2% до 1 миллиона 046 тысяч машин.

Продажи автомобилей в странах Восточной Европы упали на 20,9%, до 306,7 тысячи машин. В Южной Америке продажи упали на 26,1%, до 171,6 тысячи автомобилей. На других крупны мировых автомобильных рынках также отмечается падение: в Японии (– 32,2%, до 314,1 тысячи авто), Канаде (–19,9%, до 142,1 тысячи авто) и Южной Корее (– 30,5%, до 111,1 тысячи авто).